Звездный ветер Вениамина Солдатенко
![]() |
Вениамин Солдатенко – заслуженный мастер спорта СССР, серебряный призер XX Олимпийских игр 1972 года (Мюнхен), чемпион мира 1976 года (Мальме, Швеция), чемпион Европы 1971 года (Хельсинки), серебряный призер чемпионата Европы 1978 года (Прага), бронзовый призер чемпионата Европы 1969 г. (Греция), семикратный чемпион СССР, пятнадцатикратный чемпион Казахстана и победитель многочисленных международных соревнований по спортивной ходьбе. Награжден орденом Знак почета.
В любом человеке с раннего детства заложен дух состязательности: сделать что-то лучше, чем остальные – прыгнуть выше всех, пробежать быстрее всех. Но с годами азарт проходит у большинства: кому-то не хватает воли, кому-то терпения, а кого-то даже в большом спорте коснется "звездная болезнь".
Вениамина Солдатенко бог миловал от такой распространенной в спорте болезни. Рассказанная им биография уместилась на нескольких страничках журналистского блокнота, а жизненный марафон и спортивный все еще продолжаются – в тренере, в его учениках. Он работал старшим тренером Федерации легкой атлетики Казахстана по видам выносливости совершенно бесплатно Вениамин тренирует детей-инвалидов по программе Special Olympics.
Из чего построены пьедесталы? Наверное, из металла и дерева. Мне кажется, что эти три ступеньки все-таки сделаны из чугуна: по тяжести
и хрупкости они сродни этому металлу. Слава тоже и тяжела, и недолговечна. И "звездный ветер" дует с такой же переменчивостью, как любой.
И назвать Солдатенко "везунчиком" трудно. Всякое было в жизни: и взлеты, и падения, и сладость побед, и горечь поражений.
...Квартира чемпиона Солдатенко не похожа на домашний музей: о его былой славе напоминают несколько кубков да мексиканское сомбреро.
Ни медалей, выставленных напоказ, ни сувениров, не любит он и воспоминаний о своем героизме. Но 18 лет в сборной – не каждому даровано такое долгожительство. В тридцать три года стать призером Олимпийских игр – в этом не столько везения, сколько изнурительного труда.
О победах молчит, вот тренировки вспоминает: Иссык-Куль (1600 м над уровнем моря), Мургаб в Таджикистане (3500 м), Минкуш в горах Киргизии (2000 м), это когда тренируешься при 50 процентах кислорода в воздухе. Представьте трассу 50 километров, и пройти ее не пешим шагом,
а на время. Да и двадцать километров, скажем, не прогулка. И вот на таком круге 10 подъемов и спусков. 50-километровый марафон
по спортивной ходьбе то включали в программу Олимпиад, то выводили. То Солдатенко был победителем на чемпионатах Европы,
а то не попадал в олимпийскую сборную. В 1967 году, на предолимпийской неделе в Мексике (высота 2400 м над уровнем моря), перетренировался: "научная бригада" посоветовала увеличить нагрузки, результат – 9-е место, на Олимпиаду не попал.
Для него спортивные успехи, словно "звездная пыль", остались где-то в прошлом. Вчера о тебе писали все газеты мира, а завтра можно вообще оказаться не у дел: два года Солдатенко был безработным. Часто вчерашние кумиры, покидая большой спорт, остаются один на один
с проблемами невостребованности. Поэтому кто спивается, кто идет в рэкет, хорошо если найдется место тренера. А в основном сейчас подаются "за бугор", там умеют ценить победителей. Так что и для Солдатенко "звездный ветер" был разным. Наверное, не раз пожалели из приемной комиссии Казахского института физкультуры, что когда-то абитуриент Солдатенко не прошел по конкурсу.
Снимок 1973 года
– Да, было потеряно время: служба в армии, в войсках ПВО в Бакинском округе. Но, как говорится, не было бы счастья... После армии поступил
в Московский институт физкультуры, – вспоминает Вениамин Васильевич. – Все, чего я достиг в жизни, – это заслуга моей мамы Марии Петровны и тренера Анатолия Леонидовича Фруктова. Отца я не помню, погиб в 42-м, защищая блокадный Ленинград, а мама нас пятерых одна поднимала. Анатолий Леонидович был не просто наставником, он стал для меня отцом в студенческие московские годы. Доцент кафедры легкой атлетики, старший тренер сборной СССР по спортивной ходьбе – меня, как щенка, не умеющего плавать, стал тренировать вместе со сборной. Оттуда
и началось мое плавание в большой спорт. Еще мальчишкой в Арыкбалыке, а потом в Кокчетаве занимался и гимнастикой, и легкой атлетикой,
и боксом, даже был чемпионом области по боксу. А вот как марафонца в спортивной ходьбе меня "вычислил" Фруктов.
Но настоящий "звездный дождь" начался в 1965-м, когда Вениамин вернулся после учебы в Алма-Ату. Он уже был мастером спорта, имел чемпионские титулы СССР, но еще было ему далеко до мечты – он, как и любой спортсмен, стремился на Олимпиаду.
– Самая дорогая награда, конечно,олимпийская... Я должен был победить. Мы шли наравне с участником из ФРГ, но тренер мне сказал, что «нас
серебро устраивает», и мне пришлось отстать от него. Было обидно – на то время я был лучше, чем участник из ФРГ. Когда мы вернулись
в Москву, я попросил тренера организовать соревнование на рекорд. И спустя месяц поставил мировой рекорд по ходьбе – 50 км за 4 часа 2 минуты.
Наград Солдатенко хватило бы на хороший музей. И славы бы хватило на несколько спортсменов.
Последние годы спортивной карьеры в Казахстане у Вениамина Васильевича были связаны с обществом "Динамо", после завершения большого спорта он работал начальником учебно-спортивного отдела Центрального совета "Динамо", но не поладил с начальством, его быстренько вынудили уйти на пенсию.
Каждое утро в любую погоду близ речки Весновка бежит человек, подтянутый, по-юношески стройный. Каждый день он проходит свою дистанцию: по привычке – на время. Но когда соревнуются ветераны, Вениамин Солдатенко обязательно участвует в забеге на 1000 метров. И вновь, как когда-то ветер обгоняет его и как в молодости полоснет радостная финишная ленточка. А чаще всего он болеет этим чувством, когда бегут его ученики. Особенно те, кто участвует в Special Olympics. Для них, обделенных судьбой, программа Олимпиады – особая, облегченная. Но сколько радости у этих детишек ощущать себя полноценными членами общества, знать, что они могут, как настоящие олимпийцы, состязаться друг
с другом и в честь них зажжен олимпийский огонь. И конечно, у ребятни к Вениамину Солдатенко особое чувство уважения: столько титулов, столько побед, а он вот возится с ними. Наверное, нужно выстрадать самому нелегкую жизнь, чтобы сочувствовать другим, уметь разделять боль и отчаяние этих девчонок и мальчишек.
"Звездный ветер"... Таким он стал и на соревнованиях, посвященных Всемирному дню бегуна, для главного судьи соревнований Солдатенко, который выступил за команду ветеранов. 3 минуты 28 секунд, третий результат – все-таки призер.
И снова, как в молодости, чувство старта, чувство финиша... Неважно, что ты бежишь на Олимпиаде или просто за свою местную команду. Чувство состязательности в Солдатенко сохранилось надолго, а может быть, оно, такое знакомое детям, в нем жить будет вечно.
Часто спорт называют послом мира, сравнивают некоторые виды, такие, как гимнастика, фигурное катание, с искусством. Но легкая атлетика остается королевой спорта для Вениамина до сих пор:
– Да, мы могли попробовать себя и в плавании, и в боксе. Дорога к олимпийской деревне лежала обычно со школьного стадиона и спортзала.
А наша младшая дочка дома изнывала: начала заниматься бейсболом, потом хотела на теннис записаться. Но хорошо, что наша семья была
в состоянии оплачивать ее спортивные увлечения. А попробуй даже в четырнадцать-пятнадцать лет прийти в большой спорт. Не то что не возьмут из-за возраста, а просто, если ты бесперспективен, не больно-то будут возиться. Спорт помолодел. Поэтому может вспыхнуть спортивная звезда, а может вскоре и погаснуть. А спорт – это прежде всего здоровье и культура. Неважно, овеет ли тебя "звездный дождь или ветер".
Светлана ЮНУСОВА
08.12.2013



Рубрика: Легкая атлетика Категория: Казахстанские Тематика: Легкая атлетика
Теги: Солдатенко, паралипийцы, ходьба
Вернуться к списку материалов
Материалы по теме
Ноа Лайлз ответил, побьёт ли он когда-нибудь...
Олимпийский чемпион в беге на 100 метров...