Туристы – большая, свободная семья
Слово «туризм» сейчас у большинства ассоциируется с отдыхом за рубежом, гостиницей и кучей фотографий. А ведь раньше туристами называли авантюристов с рюкзаками на плечах и компасом в руке. Не так давно в Казахстане функционировал клуб спортивных туристов, который готовил из детей и подростков людей, способных выжить в любой экстремальной ситуации. Назывался он весьма сентиментально «Романтик». О том, куда он канул, узнавал ваш корреспондент у создателя клуба Виктора Васильевича Титова.
Виктор Васильевич, как и все братья– туристы, с распростертыми объятиями встретил меня на пороге:
– Не стесняйся! Кто колесил через весь город, я или ты? – Провел к себе на кухню. – Помни, что мы, туристы, большая, свободная семья. Сейчас чайник вскипит и начнем.
Впрочем, не дожидаясь свиста чайника, мы начали непринужденную беседу, в ходе которой и была затронута тема исчезновения «Романтика».
– Кто дал такое название клубу?
– Давным-давно сидели три дурака: я, Олег Абдулхаевич Ахмедиев и Анатолий Андреевич Отставнов. Мы тогда вместе с учениками ушли в поход (я работал в СШ №70). Уложив спать возбужденный лагерь, мы, расстелив спальные мешки под открытым звездным небом, стали фантазировать по поводу создания клуба. Мы были молоды (по крайней мере душой), и единодушно решили, что кружок нужно создавать. А так как мы были в душе все романтиками, то и предложение назвать его «Романтик» было принято на «ура». Назвали «Романтиком», флаг изобрели, значки. Тогда же ночью мы обсуждали, что именно нужно сделать, чтобы детям было интересно заниматься в кружке и после нескольких походов они не охладели к тому однообразию, которое возникает со временем. Решили разнообразить эти занятия различными направлениями туризма. Исходили из того, что занятия нужно проводить круглый год, а в зимний период заниматься теоретической подготовкой в школе. С наступлением весны уже выводить на практические занятия на местности и в сложные походы. Так как я работал учителем физкультуры и у меня было больше возможности претворять эти идеи в жизнь, то решили, что мне нужно возглавить этот кружок. Общее решение и было принято в этом знаменательном походе.
Так и получилось. Со временем набрали шикарный коллектив с юмором, создали хорошую базу. Основная форма обучения: водный, горный, пешеходный туризм. Совершали походы разных категорий, проводили различные соревнования. Кроме походов у нас была и сильная теоретическая часть. Четыре стадии направления, в разные сезоны менялись условия и места для детей. Готовили человека круглый год. В общем, в «Романтике» в год занималось примерно тысяча детей, потому что клуб охватывал много учебных заведений. Снова возродить специалистов невозможно.
– И как получилось, что «Романтика» не стало?
– Дело не в том, что нет «Романтика», а в том, что в школах ничего нет. Чтобы разрушить, достаточно одной росписи, чтобы создать – не хватит и нескольких лет. Вот в чем логика и проза жизни. Закрыли клуб «Романтик», хотели сделать из него Клуб национальных видов спорта, потому что кому-то нужна была ставка директора. Раньше был ДЮК (Детско-юношеский клуб) физической подготовки по туризму «Романтик», потом вице-министр Коржова издала приказ, чтобы закрыть все ДЮКи и присоединить к спортивным школам. ДЮКи преобразовались.
Оставили одно отделение спортивного туризма, и то многоборье. Это все, что осталось от «Романтика». Оставили всего 8 ставок из 40, многим пришлось уволиться.
– При расцвете «Романтика» было охвачено много детских домов, ребята оттуда занимаются сейчас?
– Никто не обращает внимания на детей, дети сами не хотят приходить. Тогда в основном были цели и задачи по охвату школ, директоры шли навстречу, потому что в то время ДЮКи были при районо, и тренеры занимались непосредственно в учебных заведениях. Сейчас набор свободный. Приходишь в школу, директор выгоняет: «Детей не дам». Соответственно никакого набора нет.
– Какая ситуация со спортивным туризмом в целом?
– Сейчас у нас нет специалистов, которые смогли бы научить спортивному туризму. Да и к тому же кто пойдет на такую зарплату? 20 000 или 40 000 тг. Раньше была зарплата от стажа работы, а сейчас идет от категории. Какая категория может быть у выпускника университета? Это ущемление его заработной платы. В нашей профессии вообще не готовят специалистов, то, что сейчас готовят, это, мягко сказать, совершенно другие ребята. Мы работаем в «спортивном туризме», а там в основном – гостиничный бизнес. Ну и соответственно сделано все под эти гостиничные дела. Какой университет готовит инструктора по туризму? Может, где-то и выпускают специалистов, но ты спроси у них, в каких походах они были? Я разговаривал с ними. Они даже перевала не знают, но зато инструктор такой-то категории. Хотя по идее должны там быть. А кто будет их водить? У нас раньше ходила целая куча инструкторов, ты ходила, а здесь некому водить. Вот даже в турфирмах инструкторы, которые водят туристов по различным природным местам, хорошо, когда они бывают на таких элементарных пунктах, как Кок Жайляу, но, случись какая-нибудь чрезвычайная ситуация, не все сориентируются, что же делать дальше. Так и погибают группами. Проблема ведь в том, что нынешние ПОДГОТОВЛЕННЫЕ специалисты потихоньку перекочевывают на кладбище, а новых не прибавляется.
Мы поговорили еще о многом, об экологии и пироге, культуре и жизни современного мира. Но суть вы сейчас уже прочитали: туристы – большая и свободная семья, в которой профессионалы спортивного выживания потихоньку исчезают в нашей стране.
27.04.2013 1358 2 Добавить в личный кабинет
Автор: Бекзада ИШЕКЕНОВА Рубрика: Другое
Теги: Романтик, туризм, Виктор Титов, Олег Ахмедиев, Анатолий Отставнов, ДЮК, Кок Жайляу
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
Искренние соболезнования нашему коллеге Игорю...
Коллектив редакции веб-портала Sportinfo.kz,...
О футбольной «звездочке» в грязи, уроках Яшина и...
Болельщик помнит не только чемпионаты мира, но и...