Светлана Лукашева: Королева спорта нуждается в помощи
Со Светланой Лукашевой мы встретились на небольшом футбольном стадионе Специализированной Детско-Юношеской Школы Олимпийского резерва №2. Было время тренировки, раннее утро. Серое небо вот-вот должно было разразиться ливнем, по стадиону гулял ветер. Трое ее воспитанников – дети лет двенадцати – выполняли беговые упражнения. Остальные ученики – большая часть группы – на тренировку не пришли: родители побоялись, что дети промокнут и заболеют.
Светлана Викторовна – тренер со стажем более 20 лет, всю жизнь работает в детской легкоатлетической школе. О настоящем и будущем легкой атлетики она говорит с грустью, возмущением и нотками отчаяния в голосе.
- Алматинская СДЮШОР №2 среди специализированных школ легкой атлетики считается одной из лучших в стране. Ее воспитанники блистали на международной арене в прошлом веке и в новейшей истории Казахстана. Золотая олимпийская медаль Ольги Шишигиной чего стоит. А каково нынешнее положение кузницы мастеров королевы спорта?
- Благодаря тому, что в школе работает много хороших тренеров, ее воспитанники еще показывают неплохие результаты. Именно из нашей школы выходят все чемпионы и рекордсмены. Но теперь СДЮШОР№2 – школа, в которой два отделения: футбол и легкая атлетика. Здесь собраны тренеры по легкой атлетике со всего города. Раньше было девять школ, потом шесть, потом три, потом осталось два отделения, теперь всего одно. Для сравнения: в Караганды две специализированных школы легкой атлетики, вдобавок спортсменов в Карагандинской области готовят в Темиртау, Шаманайском районе и др.
- Расскажите как Вы стали подданной королевы спорта и почему решили стать тренером?
- В четвертом классе я выиграла соревнования, и меня заметил тренер. Он записал мои данные и сказал прийти с родителями в школу легкой атлетики. Но я была маленькой, испугалась, что родителей вызывают в какую-то школу, и не пришла. Через год при 75-ой школе, в которой я училась, создали спортивный класс, а так как мою фамилию среди легкоатлетов уже слышали, то меня туда перевели. Тренировались мы один раз в день, но зато нас бесплатно кормили. А тренером я стала благодаря Клавдии Сергеевне Панкратовой. Она в тот момент тренировала несколько групп детей, и предложила передать одну из них мне, на добровольной основе. Вскоре директор школы, Анатолий Долженко, заметил, что я работаю с детьми и настоял на том, чтобы я официально вошла в тренерский состав.
- Какие перемены произошли в школе за годы Вашей работы? Изменились ли дети?
- Во-первых, школа разделилась на два отделения – легкой атлетики и футбола. Во-вторых, поменялся тренерский состав. Среди известных тренеров того времени - Валерий Штарк, Василий Штода, Александр Щепетин, Любовь Старкова, Виктор Горбунов, Ольга Гиржон. В школе до сих пор ежегодно проводится турнир памяти Ольги Гиржон. Был период, когда многие тренеры ушли из-за перебоев с заработной платой, кто-то даже уехал за границу. Потом в школу пришли бывшие учителя физической культуры из обычных школ. Сегодня в школе работают Евгений Ануфриев, Клавдия Панкратова, Анжелика Чухлиб, Александр Исаченко, Наталья Гридасова. Что касается детей, то они сильно изменились. Стали более домашние, ленивые, их сложнее растормошить, заставить работать. Чтобы их увлечь, нужны сборы, походы, больше соревнований. В последний год стало приходить больше детей благодаря рекламе: создан сайт Федерации легкой атлетики, страница в Инстаграме.
- Кризис коснулся всех, в том числе и детско-юношеского спорта. Часто ли воспитанники школы выезжают на сборы и соревнования?
- Проблем много. На сборы школа детей почти не вывозит, только на соревнования. К тому же, школе нельзя вывозить детей на сборы за границу – это может делать только Центр Подготовки Олимпийского Резерва (ЦПОР). Это очень плохо, потому что спортсменам для подготовки нужен климат среднегорья, как на Иссык-Куле. Сейчас большую часть бюджета со всех видов спорта перечисляют в ЦПОР, и уже он вывозит детей. Но, к сожалению, не все дети попадают в ЦПОР – для этого нужно выполнить определенные нормативы, но маленькие дети не могут их выполнить. Особенно сложно мальчикам, потому что у них высокие нормативы.
- Управление школой недавно частично перешло в частные руки. Структура будет развиваться на основе государственно-частного партнерства. Какие изменения в связи с этим произошли в школе?
- Уже три месяца мы тренируемся на маленьком клочке в чужом зале, потому что в нашем манеже ремонт. Он начался зимой, весны дожидаться не стали. Мы буквально довели до конца тренировку, и сразу стали выносить инвентарь. Нас пустили в чужой зал, где тренируются футболисты и гимнастки. Места там очень мало. В марте у руководства зала терпение кончилось, и нас туда больше не пускают.
- Планируют ли новые собственники школы какие-либо реформы в организации учебного процесса?
- Такие сведения до нас не доходят. По крайней мере, сейчас ничего не известно.
- Когда закончится ремонт в легкоатлетическом манеже и где сейчас тренируются дети?
- Ремонт обещали закончить в марте, но он все еще не закончен. Дети тренируются на улице, на футбольном поле. В дождь родители не пускают детей на тренировку: бояться, что дети простудятся. Когда идет дождь или на улице сильно холодно, приходится заводить детей в раздевалку в чужой манеж - там во время ремонта стоят наши тренажеры. Дети делают укрепляющие упражнения и уходят домой – полноценную тренировку провести нет возможности.
- Расскажите про тренерский состав школы. Проходят ли тренеры какие-либо курсы повышения квалификации?
- У нас очень сильный тренерский состав. В основном, выходцы из нашей школы. Сейчас республиканская федерация легкой атлетики открыла научный центр, который проводит курсы повышения квалификации, приглашает лекторов. Это хорошо, но работа центра еще недостаточно хорошо налажена. Например, в ближайшее время пройдут курсы в Усть-Каменогорске. Но в это же время пройдет ряд соревнований в Шымкенте, и многие тренеры вынуждены пропустить курсы, чтобы сопровождать своих воспитанников на соревнования. Из нашей школы на курсы поедут два тренера – Оксана Дзолба и Елена Юда.
- В советские времена легкоатлетические секции и школы были переполнены. Сохранилась ли у нынешнего поколения детей любовь к этому виду спорта?
-Дело в том, что на многие виды спорта – например, теннис, футбол – берут только подготовленных детей. И иногда дети приходят к нам, так как секция бесплатная, подтягиваются в физическом плане и исчезают. А вообще дети приходят, желающих тренироваться много. Но сейчас мы можем потерять многих спортсменов, потому что негде тренироваться. Проблема в том, что в таком большом и густонаселенном городе, как Алматы, всего одно легкоатлетическое отделение. Многие дети едут с Первомайки, с Компота, с ВАЗа – им очень сложно добираться. Необходимо несколько стадионов и школ по городу. Королева спорта нуждается в помощи.
-Расскажите о Ваших воспитанниках. Кем вы гордитесь?
- Среди моих воспитанников есть мастера спорта, кандидаты в мастера спорта. Сейчас хорошо выступает Михаил Буда – в прошлом году он выиграл соревнования в Корее. В ближайшее время он должен ехать на чемпионат Азии, но мы не знаем, выделят ли деньги на поездку. Среди моих учеников есть перспективные дети, но если не будет места для нормальных тренировок - то ничего не выйдет, работать бесполезно. Кстати, наш манеж находится в не самом благополучном районе, и часто к нам приходят дети из неблагополучных семей. Я заметила, что из таких детей часто получаются очень сильные спортсмены.
- Какие перспективы у детской легкой атлетике в Алматы?
- У нас есть хорошие тренеры, талантливые дети. Нам нужны еще школы, или хотя бы отделения по городу: чтобы приходило больше детей, чтобы была конкуренция. Сейчас в команду на соревнования могут попасть слабенькие спортсмены, потому что нет борьбы, конкуренции между школами. Нам нужно место для тренировок. Говорят, футбольный клуб «Кайрат» хочет убрать легкоатлетические дорожки на Центральном стадионе и сделать его исключительно для футбола. А это единственный открытый стадион в Казахстане, соответствующий международным стандартам. Здесь проводятся все международные соревнования. Для легкоатлетов построили стадион «Алматы-Арена», но туда далеко и сложно добираться. Было бы здорово, если бы выделили автобус для детей. На этом стадионе хорошее покрытие, но, к сожалению, стадион не соответствует международным стандартам: длина круга составляет 405 метров, вместо восьми беговых дорожек – пять, поэтому международные соревнования там проводить нельзя. Вдобавок нет никакого укрытия от солнца – летом, в жару тренироваться тяжело. Из-за отсутствия трибун на стадионе сильный ветер. Сейчас начался ремонт на запасном поле около Центрального стадиона. Если его отремонтируют согласно всем стандартам, построят подсобные помещения, раздевалки и др., а также сделают хотя бы 200-метровое поле для разминки – то тогда можно будет проводить там международные соревнования. Но только если все будет сделано правильно.
Анна Даниловская
28.04.2018 1550 0 Добавить в личный кабинет
Автор: sportinfo.kz Рубрика: Легкая атлетика Категория: Казахстанские Тематика: Легкая атлетика
Теги: легкая атлетика, Казахстан, проблемы, Светлана Лукашева
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus