Скромность и обаяние Анатолия Булыбина
Усть-Каменогорский клуб в год 100-летия казахстанского футбола празднует свои 50. Так каков же собирательный портрет команды за этот период, в котором устькаменогорцы знавали разные времена – от взлетов до падений?
Первой «ласточкой» на 50-летнем юбилее «Востока» стал Анатолий Булыбин, внесший свою лепту на заре его становления.
– Расскажите о себе…
– Родился я под Карагандой, в одном из шахтерских поселков – Аскаровке, в 40-м. Тренеров тогда не было: летом играли в футбол, зимой – в хоккей с мячом. Выступал за команду, которую организовал любитель футбола, шахтер, кореец по национальности. Вскоре переехал в областной центр, где в 57-м окончил школу. Матери сразу сказал: «Люблю футбол. Буду учиться там, где в него играют». Поэтому подался сдавать экзамены в Омский институт физкультуры. Но не добрал одного или двух баллов и отправился с зачеткой в Новосибирск, где приняли в техникум физкультуры. Играл за молодежную сборную города не только в футбол, но участвовал и в других видах спорта. Получил направление в Алма-Ату, где поступил в Институт физкультуры. Там тоже очень хорошая команда была.
– Как же произошло вхождение в большой футбол?
– В 61-м попал в команду мастеров джамбульского «Металлиста», который выступал по классу «Б», куда вместе с Володей Воробьевым и Борисом Толпегиным, впоследствии игроком «Востока», пригласил со 2-го круга старший тренер Е.П. Ротт (за южан также в то время начинали играть воспитанники Усть-Каменогорска и будущие «востоковцы» – Юрий Тимошенко и год спустя Валерий Романенко. – Прим. авт.). Поначалу у нас был «карантин» – Евгений Петрович просматривал игроков. И вот один из греков, постарше меня, техничный, быстрый крайний нападающий, не пришел на «отбор» – и тренер выпустил меня, молодого перспективного на игру. А я возьми, да и забей. Так сразу попал в «основу» на эту позицию. Хотя позже приходилось выступать в качестве правого, а затем и центрального защитника. Держали меня там, наверное, потому что скоростной был и часто подключался к атаке.
– Как складывалась карьера дальше?
– На следующий год выступили неудачно – заняли последнее место, была переигровка из трех матчей с алма-атинским АДК под руководством Бориса Ерковича (наставник «Востока» с 1964 по 1965 г. – Прим. авт.). Кажется, проиграли им 0:1 и выиграли 5:1, а затем вновь уступили 0:1. Он-то и пригласил к себе в 63-м. А что не идти, ведь в Джамбуле, где в 62-м сын родился, мне как молодому игроку пришлось в общежитии обретаться, а в Алма-Ате двухкомнатную квартиру выделили. В АДК «банда» приличная была – Сергей Шелестов, Вадим Нурпеисов (позже выступавшие за «Восток». – Прим. авт.), Шурик Кисляков, Игнатьев – игравший еще в хоккей с мячом – ох и удар у него был, бил так, что мяча не видно было! Нападение отменное: Олег Волох, Роберт Анторян (в дальнейшем защищавшие цвета «Востока». – Прим. авт.), Володя Абрютин, с которым дружили семьями, нам забивали три, а мы – четыре. (Смеется.) Оттуда по приглашению Ерковича, возглавившего к тому времени «Восток», попал в Усть-Каменогорск, где провел два с половиной сезона.
– Почему не остались в «Востоке»?
– Команда здесь подобралась сильная, недаром в 64-м и годом раньше занимали 5-е место в зоне и дважды в финал союзных республик выходили. Но после ухода Ерковича по окончании сезона 65-го года, где тоже становились пятыми, «Восток» покинула группа забивных игроков – Волох, Скулкин, Ворончихин… Поэтому, несмотря на то, что мне предлагали в Усть-Каменогорске 5-комнатную квартиру, ушел снова в АДК. Алма-Ата есть Алма-Ата, тем более там семья осела. Правда, попал туда транзитом через барнаульский «Темп», где в 66-м отыграл второй круг – команда на ходу, но в состав попал сразу. Поехать туда меня подбили выступавший за «Восток» вратарь Любомир Неделько и мой товарищ Владимир Абрютин, который, пока я устраивался на новом месте, взял и смылся в Караганду. (Смеется.) В АДК провел еще три сезона – блистали там Вадим Степанов, Володя Чеботарев, Кравченко, Митряков, Каминский... А уже оттуда перебрался по приглашению Веретнова в павлодарский «Трактор», в котором отыграл с 70-го по 74-й. Правда, два сезона практически пропустил – сначала полетели «кресты» на одной ноге, затем были проблемы с другим коленом. Собственно из-за преследовавших травм и пришлось повесить бутсы на гвоздь. А так мог еще года 3–4 отыграть.
– Вообще, поколение 60–70-х удивительное. Сужу по «Востоку» тех лет. И мастеров отменных было немало, а уж по самоотдаче и преданности футболу уж оно точно не уступит своим наследникам, сохраняя при этом неимоверную скромность…
– Время такое и воспитание было: взаимное уважение к сопернику и своему имени – закон. Как-то был случай, подошел ко мне бывший партнер по АДК, выступавший на тот момент за «Трактор», мол, ох как нам нужны очки с вами в борьбе за лидерские позиции в зоне. Но я сразу отверг это предложение. Во-первых, говорю, вы и так посильнее, нас, «колхозников», обыграете. Во-вторых, что обо мне потом скажут? Продажный! Так и получилось: вскоре я перешел в Павлодар, да и обыграли они нас тогда без всяких подковерных игр.
– Что еще примечательного можете вспомнить из тех «игроцких» лет?
– Пока выступал за «Трактор», все время играл и за сборную Казахской ССР под началом Есимбекова и Каретникова. Был ее капитаном, на позиции последнего центрального защитника. Помню, впереди меня действовал Сеильда Байшаков – здорово головой играл, что мне, честно говоря, не очень удавалось. Зато быстрый был, подчищал неплохо. Играли против Узбекистана, Таджикистана, как-то встречались с чехословацким «Кошице», которого в 70-м «Кайрат» выбил из розыгрыша Кубка железнодорожников. После этого меня Александр Севидов звал в «Кайрат», но не решился на переход. Рассудил так: все же у меня в «Тракторе» было твердое место в основе, а в «Кайрате» неизвестно как сложилось, может, скамейку пришлось протирать. Да и платили неплохо в Павлодаре.
– А сколько по тем временам?
– Ставка в Джамбуле примерно 140 «рэ» составляла. В Павлодаре столько же, но еще набегало два оклада за счет доплат с различных предприятиях. Плюс премиалка – где-то «тридцатка» за победу, а в «Тракторе» и поболе. Но все равно это «мизер» по сравнению с зарплатами нынешних игроков. Если бы нам тогда платили по пять тысяч долларов, как сейчас, за такие деньги в пух и прах разнесли любую команду. (Смеется.)
Здесь наш разговор прервал звонок нынешнего Владимира Фомичева, в середине 70-х защищавшего, кстати, цвета «Востока» в качестве игрока, а ныне его главного тренера.
– В роли наставника и вам пришлось потрудиться немало…
– По завершении карьеры игрока перешел на тренерскую «дорожку». Сначала поработал детским тренером в алма-атинском ДЮСШ, затем семь лет с ФК «Экибастуз», за который выступал и Володя Фомичев. Рад за него – вырос там в хорошего игрока, а затем и наставника. В Экибастузе помогал сначала именитому устькаменогорцу Сергею Прокопьевичу Квочкину, затем Виктору Григорьевичу Веретнову. В 86-м, когда стал старшим тренером, мне помогал экс-востоковец Юрий Коровин. Работал еще по году за талды-курганский «Жетысу», в 89-м, и в «Ак-Канате» из Узун-Агача в 90-м, команде из-под Алма-Аты, созданной при птицефабрике – помогал С. Байшакову. Деньги кончились – команда распалась. В 93-м, с годичным перерывом работы в Жезказгане с «Енбеком», где сплошное безденежье было, переехал окончательно в Рудный Кустанайской области. Так с тех пор и обосновался здесь, где работаю до сих пор детским наставником в местной ДЮСШ и живу с супругой (Нина Васильевна сопровождала ветерана в нынешней поездке в Усть-Каменогорск. – Прим. авт.).
– В Рудном есть кто-нибудь из известных воспитанников?
– В большом футболе нет, потому что хорошего стандартного поля до недавнего времени вообще у нас не было. А вот в мини, в местном «Аяте», сейчас 7 моих ребят играют. Хотя удавалось по «пацанам» быть и в бронзовых призерах Казахстана в обеих видах. Помню, в Таразе тогда нам удалось нейтрализовать юного Хижниченко, и за счет ничьей с «Востоком» выйти в финальную часть.
– Как встретил Усть-Каменогорск по прошествии стольких лет?
– Приятно, что меня не забыли в Усть-Каменогорске. Спасибо руководству города и клуба. Встретили радушно, медаль вот вручили и клубный значок – специально изготовленные к 50-летнему юбилею «Востока», премию вручили. Пресса вниманием не обделила, ну и конечно с бывшими партнерами пообщаться – А. Головиным, К. Байжуменовым, В. Вагаповым, В. Канаевым. Пока, правда, не получилось собрать ветеранов из других городов. Но руководство заверило, что нынче, как только появится возможность, такая встреча произойдет. Поэтому рад буду еще раз приехать в город, где оставил, пусть и скромную, но частичку своего сердца.
Виктор БОЖЕНОВ
28.05.2013 1560 0 Добавить в личный кабинет
Рубрика: Персона
Теги: ФК Восток, Усть-Каменогорск, футбол, 100 лет, Казахстан, Владимир Фомичев
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
Искренние соболезнования нашему коллеге Игорю...
Коллектив редакции веб-портала Sportinfo.kz,...
О футбольной «звездочке» в грязи, уроках Яшина и...
Болельщик помнит не только чемпионаты мира, но и...