Сколько стоят спортивные команды «Астана»?
Глава попечительского совета ППСК "Астана" Дархан Калетаев в интервью с корреспондентом "Радиоточка" раскрыл бюджеты элитных клубов, сообщил о возможности смены названия велокоманды, а также признался, сколько стоит логотип с названием нашей столицы на болиде "Формулы-1".
– В последнее время вы часто выступаете с критикой в адрес Федерации футбола Казахстана, хотя раньше себе этого не позволяли. Скажите, отношения несколько испортились?
– Такого, конечно, нет. Нынешнего президента федерации (Ерлан Кожагапанов. – Прим. авт.) я знаю давно и у нас с ним установились дружеские отношения. Да, я критикую нынешнее руководство, потому что желаю, чтобы казахстанский футбол развивался и дальше. У некоторых из нас есть определенное успокоение – появились большие бюджеты в клубах, стали показывать какие-то результаты в еврокубках. Но надо идти вперед. Многие скептики мне говорят, что для этого нужно десятилетие, но при поддержке Нурсултана Назарбаева, который является почетным президентом ФФК и общественности этот путь можно пройти за меньший срок.
– В свое время вы попросили бывшего первого вице-президента ФФК Саяна Хамитжанова возглавить футбольную "Астану". Как вы оцените его работу?
– Ни для кого не секрет что долгие годы, прибывая в руководстве Федерации футбола, Саян делал всю основную работу, несмотря на то, что президентом в тот момент был Адильбек Джаксыбеков. Именно нынешний аким Астаны порекомендовал мне Хамитжанова привлечь к работе в "Астане" футбольной. Его работу можно оценивать по-разному, но опыта ему не занимать. Я поговорил с ним, намекнув, что о нем ходит много разговоров как с положительной стороны, так и с отрицательной. Вот тебе клуб с хорошим бюджетом и достойными возможностями, а ты покажи результат. И он сделал "Астану" чемпионом и продвинул ее в еврокубках.
– В национальном чемпионате вы предложили сделать потолок зарплат. Какая сумма вам видится?
– Этот потолок уже давно напрашивается, и если судить по трем первым клубам – "Астане", "Актобе" и "Кайрату" – то со следующего сезона или чуть позже я предлагаю выставить эту отметку на уровне 300 тысяч долларов в год. Но и это еще не все . Если ты хочешь взять футболиста подороже, то заплати 10% от его зарплаты в фонд развития футбола, который можно создать при федерации.
– Последнее громкое заявление вы сделали после матча "Астана" – "Актобе", где все события назвали судейским беспределом. В свою очередь, федерация выступала с обратным заявлением, отметив, что судья работал на поле в рамках правил.
– Я со всем уважением отношусь к акиму Актюбинской области – он многое сделал для футбола. Но я смотрел ту игру, и она изначально была "заточена". Судья, обслуживавший матч, был молодой, а на таких принципиальных встречах должны работать более опытные специалисты. Я не буду спорить с Маттео Трифолони (руководитель отдела судейства и инспектирования ФФК. – Прим. авт.) – он специалист. Но здесь я вижу явную ошибку федерации.
– Не кажется ли вам, что подобная точка зрения, как представителя ППСК "Астана", вызывает определенное давление на футбольную общественность?
– Это мое личное мнение, как болельщика. Я не буду скрывать, что болею за футбольный клуб "Астана". На последний Исполком я специально не поехал, а лишь передал свою позицию. И все потому, что я не хотел давить на специалистов, которые принимают итоговое решение. И самое интересное, что мое мнение даже не было принято во внимание.
– Известно, что бюджет ППСК "Астаны" составляет более 100 миллионов долларов. В каком процентном соотношении эта сумма распределяется на представителей элитного клуба?
– 40 % уходит на "Барыс", 30% – это футбольная "Астана", а 25% велосипедная. Последние пять процентов получают остальные. Общий запланированный бюджет на этот год составляет около 21 миллиарда тенге. Но процесс оптимизации продолжается – изначально было заявлено 26 миллиардов.
– В связи с оптимизацией, кто из представителей пострадал больше всего?
– Это "Дакар" и баскетбол. А ватерпольный проект мы полностью закрыли. Также планируется оптимизировать бюджет хоккейного "Барыса", а также решить вопрос с велокомандой, возможно, за счет привлечения нового спонсора.
– Этот спонсор из Арабских Эмиратов?
– У нас есть уже два предложения по велокоманде, но оба с изменением названия. На что идти я бы не хотел. Одно, действительно, из ОАЭ, а второе из Европы. Причем европейцы готовы потянуть 25% бюджета, но это компания. А стоит связывать имя нашей столицы с названием какой-то бизнес-компании? Переговоры еще не окончены, и бюджет "Астаны" пока держится на уровне 18 миллионов евро. Но если честно, для начала мы хотели бы выиграть "Тур де Франс-2015", а потом торговаться.
– В этом году вы возглавили Федерацию велоспорта Казахстана. Какие задачи ставите перед собой?
– Небезызвестно, что основная проблема – это допинговый имидж, с которым завязан не только Казахстан, но и весь мир. Будет важно сменить его. Второе – это нехватка казахстанских гонщиков. Поколение Винокурова, Кивилева и Кашечкина ушло. И на их смену практически никто не приходит. Благо, что появился Луценко, который на прошлой неделе выиграл свой первый PRO-туровский этап на "Туре Швейцарии". Но этого мало. Для новых континентальных команд Vino4ever Seven Rivers мы поставили условия, чтобы накатывались только казахстанские спортсмены. Но и здесь их не хватает – им приходится меняться гонщиками. К примеру, Кашечкину я предложил создать клуб "Байконур" на континентальном уровне, но он пока отказался. Он хотел бы вторую Pro Team команду. Я не против второго коллектива из Казахстана, но Кзыл-ординская область может позволить себе не больше 50 миллионов тенге. А этих денег едва хватит лишь на континентальный клуб.
– Узнаваемость бренда велокоманды "Астана" в последнее время в Европе сильно возросла. Но в то же время среди гонщиков-неказахстанцев эта проблема еще существует – не каждый из них знает, что означает название команды, за которую они катаются?
– Мы продолжаем работу по раскрутке нашего бренда. И если пять лет назад некоторые европейцы, видя наш флаг, спрашивали меня: у вас спонсор крем от загара? То сегодня этой проблемы практически не существует. На последней "Джиро" болельщики скандировали не "Астана", а Казахстан. Думаю, и гонщики должны понимать, за какую команду они выступают.
– Недавно ППСК "Астана" покинул Владимир Смирнов, который возглавлял его около 10 месяцев. Причиной стали семейные обстоятельства или что-то еще?
– Я получил удовольствия от работы с ним – Владимир очень хороший человек. И покинуть клуб он попросился лично с формулировкой "по семейным обстоятельствам". Причем, он просил об отставке еще с апреля. Но мне показалось, что Смирнов почувствовал себя не в своей тарелке. Он давно не был в стране, и реалии поменялись. Ему нужно время, чтобы во все вникнуть, а тут финансовый кризис. И его это подкосило. Он привык, что в Европе все согласовано от и до, а у нас часто случаются "форс-мажоры". ППСК – это некий симбиоз различных проектов, во главе которых в свое время стоял "свой агашка". Сейчас мы эти проекты объединили и этих влиятельных людей отодвинули. Но они периодически пытаются влезть в президентский клуб и нам постоянно приходится балансировать, находя компромисс. Конечно, исторически они могут претендовать на эти виды спорта, но нельзя забывать, что в любом случае они все спонсировались из государственного бюджета, а значит принадлежат "Астане". Мы дали Смирнову большие полномочия, но он не смог справиться с обстоятельствами. Да, он Олимпийский чемпион, но в нашей структуре тоже работают победители Олимпиады – Серик Сапиев, Александр Винокуров, Юрий Мельниченко и Валерий Тихоненко – с ними он так и не смог найти общего языка.
– ППСК "Астана" существует два года. Можно ли уже сделать выводы, какой из членов элиты оказался убыточным проектом, а какой принес дивиденды?
– Самый затратный из них "Барыс". Внешне кажется, что огромные деньги уходят на участие в КХЛ. Но с другой стороны – это огромная популяризация хоккея в Казахстане. Оттого мы сейчас видим полные детские школы и приток нового поколения хоккеистов.
В футболе тоже довольно большой бюджет, но здесь есть и имиджевая составляющая – он везде самый популярный. К примеру, президент "Галатасарая" советует мне, чтобы я занимался исключительно футболом – ни один из других видов спорта не приносит таких больших дивидендов. Но с другой стороны, мы видим пустые трибуны, у нас нет своих игроков. Конечно, мы хотим построить свою школу, базу, но на все нужно время.
Баскетбол, казалось бы, не такой затратный, но не совсем понятно, к чему нужно стремиться – до ЦСКА нам очень далеко. Поэтому рассчитывать сегодня приходится на Еврочелендж, а не на лигу ВТБ. Поэтому у нас в этом виде большие сокращения. Даже генеральный менеджер Валерий Тихоненко сократил свою зарплату на 20%. Я смотрю, что сейчас очень популярен стрит-бол, и может нам стоит идти в этом направлении? К тому же, скорей всего, он скоро станет олимпийским видом спорта.
Astana Motorsports мог бы стать успешным проектом наравне с велокомандой. Но, возможно, только за счет "Дакара", который очень цитируемый во всем мире. В этом направлении отлично работает Артур Ардавичус, показав себя не только хорошим гонщиком, но и менеджером. Здесь у нас есть гонщица Любовь Андреева, участвующая в классе F-3. Бюджет на нее всего 100 тысяч долларов и видны перспективы. Что же касается каталонского автогонщика Джункаделы, то по его кандидатуре возникало много вопросов. Когда он выступал в F-1, на него уходило 2 миллиона евро – 50% оплачивали мы, 50% казахстанский бизнесмен. Сейчас он опустился рангом ниже и, если от него откажется спонсор, скорей всего, то же самое сделаем и мы.
– Скажите честно, это просто была плата за логотип на болиде?
– Да. Хотя Ардавичус убеждает меня, что проект Джункаделы перспективный. Но мы должны понимать, что "Формула-1" – это огромные бюджеты, которые по силам не многим.
Илья Ильин, думаю, идет по правильному пути, создав некий спортивный клуб. То есть выделяемые ему почти 120 миллионов тенге идут не только на него, но и на его подопечных. К тому же, если он станет трехкратным Олимпийским чемпионом, то эти деньги будут потрачены не зря.
Результаты Дениса Тена мы тоже видим. 53 миллиона тенге себя оправдывают и, честно говоря, мы хотели бы на нем зарабатывать. По поручению Нурсултана Назарбаева, как и Ильин, деньги он получает напрямую.
Успехи велокоманды "Астана" дали огромный толчок в популяризации велосипедного спорта внутри страны, поэтому мы планируем в Казахстане создать клубную систему. Вице-президент федерации Раимбек Баталов уже ведет переговоры с акимами областей, чтобы в каждой области появился свой велоклуб. При этом мы сможем проводить некий клубный чемпионат. Параллельно с этим мы ищем бизнесменов, которые также смогут оплачивать часть бюджета. Потому как не хотелось бы наступать на футбольные грабли.
"Астана Арланс" в целом получился удачным проектом с бюджетом около 5 миллионов долларов. Со временем "арланы" становятся неким казахстанским локомотивом. Но, добившись больших успехов в WSB, хочется задаться вопросом: что делать дальше? Я выступил с предложением сделать из "Арлана" профессиональный боксерский клуб по подобию проекта братьев Кличко. И через него должны проходить профессионалы-казахстанцы, потому что боксеры, как Геннадий Головкин и Бейбут Шуменов, не должны быть сами по себе. Какую-то часть бюджета можно пустить на развитие "Арлана" без легионеров – пусть здесь обкатываются третьи, четвертые номера сборной Казахстана. С профи мы пойдем в Европу и далее на Запад и наймем хорошего промоутера, который знает, как с этим работать.
– Долгое время с Геннадием Головкиным велись переговоры о вступление в "Астану", которые так ничем и не закончились. Почему?
– Когда Гена пришел к нам с подобным предложением мы подписали меморандум, заплатив ему в конце 2013 года 500 тысяч долларов. Мы договорились, что эти деньги пойдут на него и его команду, но при этом, как член ППСК, свои возможные бои ты будешь обсуждать с нами. Но потом приехал его менеджер Олег Герман со своим предложением: давайте нам 12 миллионов долларов. А Гена будет выходить в чапане и просто представляться, что он с "Астаны". Я сказал: "Извините, но столько Неймар не стоит!" Я предлагал расписать бизнес-план, но эти условия они не приняли.
– Генеральные менеджеры в президентском клубе получают по-разному. К примеру, Александр Винокуров считается самым дорогим из них.
– Так и есть. Но это заслуженно. Он, конечно, не бывший менеджер Tinkoff-Saxo Бьярне Риис, который получает миллион евро, но своей работой показал, что стоит дорого. В бытность велогонщиком годовая зарплата Винокурова составляла около 1,2 млн. евро. Сейчас, как генеральный менеджер, зарабатывает в два раза меньше.
26.06.2015 1052 0 Добавить в личный кабинет
Автор: sportinfo.kz Источник: http://radiotochka.kz Рубрика: Другие Категория: Казахстанские Тематика: Другие
Теги: спортивные команды, ФК Астана, ВК Астана, ППСК Астана, попечительский совет, Дархан Калетаев, ФФК, Ерлан Кожагапанов, Адильбек Джаксыбеков, Саян Хамитжанов, Владимир Смирнов, бюджет, элитные клубы, ХК Барыс, Геннадий Головкин, Денис Тен, Илья Ильин
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
Известной чемпионке мира из Казахстана сделали...
Одиннадцатикратной чемпионке мира по джиу-джитсу...