Режим, исключительно спортивный!
Ни для кого не секрет, что спортивные автомобили обладают особой привлекательностью. В них манит все. Начиная от дерзкого внешнего облика, удовлетворяющего эстетическому восприятию и заканчивая внутренней начинкой, способной за 3-4 секунды разогнать машину до 100 км/ч. А если это современный спортивный электрокар, то вы получите абсолютное наслаждение от управления. Отсутствие шума, ощущение мощности и покорности двигателя, никаких рывков при наборе скорости. И это лишь часть преимуществ, в реальности сегодняшнего дня, да еще и made in Kazahstan.
Знакомьтесь – создатель первого Казахстанского электромобиля – Таир Балбаев. Режим жизни – исключительно спортивный, видимо, поэтому между определением цели и началом ее реализации расстояние небольшое, преодолеваемое им на скорости спортивного болида. И это не просто красивая аллегория, а настоящая жизнь, которой
– Интерес к спорту у меня с детства – начинает беседу Таир – и стартовало все с шахматного кружка в школе, там поймал первый "кайф" от достижения личностного результата, победы над противником и там же пришло понимание, что на достижение этого самого результата необходимо тратить время и усилия. Ничего на пустом месте не бывает, все надо зарабатывать. В разное время был разный спорт в моей жизни – самбо в школе, сноуборд, гольф, вот сейчас последние 3 года – это бокс. Мне нравятся единоборства, вызов, преодоление обстоятельств. Каждый вид спорта дает свою динамику, необходимую в конкретный период жизни, сейчас мне очень комфортно в боксе, но и тут для меня важны победы – не из честолюбия, а ради победы над собой, собственными слабостями. Гольф давал другой "кайф", там контраст между безмятежностью природы и внутренним напряжением при выполнении ударов. Спортивное мышление вообще, мне очень помогает в принятии решений и в их реализации, если идея понравилась – меньше размышляй, начинай действовать. Я человек действия. Мир меняют поступки, а не размышления. Хотя, конечно, в случае качественно новой парадигмы все меняет именно идея.
– Но, если так много спорта в жизни, откуда возникла идея создания автомобиля, ведь это, кроме всего, довольно большие финансовые риски?
– (Улыбается.) Когда учился в школе, очень любил конструировать, рассматривал чертежи всякие, они меня завораживали. Было небольшое сообщество "ботанов" в школе, мы менялись чертежами, коллекционировали их, такое уже не представить, мир изменился. Уже там были первые прикидки сделать багги. Но тогда основной проблемой казалась техническая база автомобиля, она всегда была сложной.
– Что изменилось сейчас, время пришло воплощать мечту в реальность?
– Сложно сказать, но мне кажется, большая часть людей после 40 лет задает себе риторический вопрос – что я сделал в этой жизни? И ты вдруг понимаешь, что время категория не бесконечная в рамках человеческой жизни, так и я, понял, что времени откладывать уже не остается. До этого я занимался продажами, но пришел момент и я почувствовал, что драйв ушел. Правда, когда занимался таможенным брокерством, чувствовал определенный интерес, но только до тех пор, пока был вызов, и было куда расти, потом этот бизнес превратился в бизнес "агашек" и удовольствие пропало, там стали преуспевать ребята с другими наклонностями (смеется). Вот так, занимаясь разными делами, периодически, вспоминал о своей идее, проводил время на разных форумах технических. Делал акустику, Hi End компоненты. Но не оставлял мысль о том, что созданием машины все равно займусь. И тут в 2012 году в мире начали "стрелять" электромобили, это подогрело мой интерес и активизировало к действию. Понял, что пора!
– Почему вдруг спортивный электромобиль?
– Ну, наверное, потому что – это слияние моих жизненных интересов – здесь все – и спорт и техническое творчество, и конечный результат тоже максимальный – первый отечественный спорткар! Да и дизайн, который я "искал и поймал", именно для спортивной машины. Так электродвигатель дает преимущества именно в “спорт режиме” – высокий крутящий момент на низких стартовых оборотах предоставляет возможность машине показать себя. Это прирожденный спринтер. И потом, очень трудно создать недорогой электромобиль, гораздо проще начать конструирование с той, где бюджет может меняться в широких пределах. Как видите, факторов много. К тому же, из соображений экологической ситуации, электромобили – очень правильный выбор для нашего города. Мы делаем машину класса GT, full electric.
Расчетные технические характеристики прототипа электромобиля:Вес 700-800 кгМаксимальная скорость 250 км/чДлина 4300 ммШирина 2100 ммВысота 1250 ммВремя разгона до 100км/ч 4 секунды и меньшеПробег на одной зарядке 150 кмВремя зарядки 5-6 часовMax крутящий момент около 2000 ньютон-метр
– Ну, хорошо, с этим определились, но ведь самый трудный именно первый шаг. Было легко начинать?
– Сказать сложно – это ничего не сказать. Я принял решение собирать машину в тяжелое для себя время. Мало кто из моего окружения понимал, зачем это нужно начинать. Было много осторожных попыток отговорить. Были моменты, когда руки опускались, казалось, что все зря, но постепенно все наладилось, сложилась команда и бумажные чертежи стали обретать реальные очертания.
Кроме того, поначалу было непонятно за что взяться, стоишь, думаешь и не понимаешь что и как, слишком много неизвестного. Люди на тебя смотрят, а ты придумываешь план работ на сегодня. И тут ты раз, уголок "ущипнул" и он потянул за собой все остальное, так все началось. Можно сказать именно дизайн дал дальнейшее направление работе.
Теперь создаем прототип. Почему прототип? Потому что пока – это просто машина, которая должна поехать. Потом, если будет желание делать все серийно, будем дополнительно вкладываться в работу, разработку и проработку внутренних панелей и вообще много чего, но уже на основе того, что мы сделали.
Прототип – это проба пера, сваренный суп, пока ты его готовишь, ты думаешь, что да как, просто представляешь. И только когда сваришь, поймешь, устраивает ли тебя вкус, несмотря на изначально отличные ингредиенты. Прототип тем хорош, что все конструктивные удачи и неудачи одинаково полезны, а потом ты начинаешь творить, комбинировать компоненты. И даже если, на каком-то моменте что-то не получается, это на самом деле еще одна ступенька, которую надо преодолеть. Грубо говоря, прототип – это запланированный неуспех на пути к успеху. Надо так к этому относиться. Без прототипа невозможно прийти к совершенству. Это approaching, необходимое приближение. Ты приближаешься к конечному результату. И начинаешь на практике соединять в одно целое те детали, которые до этого только в теории склеивал. И здесь ты понимаешь, где был не прав, где пустая теория, а где результат и как все должно быть.
– Кто производит технические расчеты?
– Произвожу их самостоятельно, прочитал много книг, сам рассчитал примерную мощность двигателя, то есть основные характеристики расчета за мной. На самом деле, они спорные, и на специализированных сайтах кто-то меня критикует. А кто-то, напротив, хвалит, говорит круто все. То есть это все спорно. Я, например, рассчитываю все на своих калькуляторах, и мои расчеты показывают, что она должна не только ехать, но и ехать довольно быстро. Прототип все и покажет.
– Какие еще сложности были?
– Много (улыбается) и это нормально, например, были сложности с открыванием дверей. Когда читал журналах “Техника молодежи”, годах так в 80-х , не верил, что самое сложное – это сделать в машине двери, потому что это деталь, которая часто открывается и закрывается. А оказалось, что так оно и есть. И мы со своей помучились. В нашей машине нетрадиционный механизм открывания дверей, он уже готов, работает. Сейчас с системой подвески разбираемся, хотим довести ее до идеала. А если не получится, то мы просто заменим ее на простую систему, всегда есть варианты решения.
– Электромобиль при большом пробеге, требует меньше технического обслуживания?
– Да, потому что меньше трущихся частей, нет агрессивных сред (бензина). Все режимы, они даже если температурно агрессивны, контролируются электроникой. В обслуживании такая машина проще.
– Только вот аккумуляторы, говорят, дорогостоящая деталь электромобиля и не столь долговечная?
– И здесь все относительно. Например, мои аккумуляторы, они рассчитаны на 1000 циклов перезарядки. Получается, если заряжать каждый день, то тебе хватит на 1000 суток, это если каждый день заряжать. Спортивный кар – это, как правило, сезонная машина, ездишь только в демисезонный период, а зимой ставишь машину на хранение, так сказать, на "консервацию". Тогда срок службы аккумулятора минимум удваивается. То есть это уже 6 лет.
– А что скажете о себестоимости электромобиля?
– Себестоимость электромобиля довольно высокая, потому что компоненты дорогие и прежде всего это моторы и “мозги” к ним. Мы электродвигатель покупаем, как компания производящая электромобили, у завода напрямую и это существенное преимущество, которого нет в случае с бензиновым спортивным двигателем, где сложная цепочка компаний-посредников.
– Неужели создать социально ориентированное и экологически привлекательное транспортное средство пока невозможно?
– Почему? В планах, например, сделать дешевый электромобиль, для молодых людей. Двухместную маленькую машинку и она будет стоить от 6 до 10 тысяч долларов. При этом на заправку будет тратиться тенге 100, например, в день. Но тогда уже используются совсем другие компоненты, они гораздо дешевле. Аккумуляторы будут не литиевые, а промышленные тяговые. Они дешевле. Максимальная скорость у такого автомобиля будет 110-120 км в час и он будет по городу "ходить" максимум там 80-100 километров. Но эта машина будет недорогой и экологически чистой.
– Почему сегодня успешна Tesla?
– Потому что первые электромобили были с ограниченным километражем, очень коротким – 100-150 км. Это считалось нормальным. Плюс отсутствие инфраструктуры. А "Tesla" строит инфраструктуру, совершенствует зарядку, делает ее более быстрой. Дистанция хода увеличена до 450 км. У людей нет страха оказаться на дороге с пустыми батареями.
– Что важно при создании высокотехнологичной машины?
– Первое условие – формирование технической культуры. Необходим многоступенчатый контроль за качеством и точностью выполнения деталей, технологическим процессом. И такую культуру надо формировать, в том числе и в Казахстане, если мы себя считаем патриотами, а потом держаться ее страшными силами (смеется). Горжусь тем, что стою и у этих истоков тоже.
– От имени редакции
– Спасибо!
Елизавета РЕМИЗОВА
18.03.2015 1918 0 Добавить в личный кабинет
Автор: sportinfo.kz Рубрика: Другое Категория: Казахстанские Тематика: Другие
Теги: Балбаев Таир, электромобиль, Tesla, электрокар, GT, прототип, спортивная машина
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus