Почему Ислам Байрамуков — штучный товар для Казахстана?
У нас в Казахстане призер Олимпиады – это герой, человек, которого всю жизнь будут узнавать. Призеры олимпийских игр – это штучный товар. Прошло уже 15 лет, как Ислам Байрамуков выиграл серебро Олимпиады по вольной борьбе, однако уважение к себе он с каждым годом чувствует все больше. Не устал ли Ислам Байрамуков быть самым титулованным борцом вольного стиля в республике Казахстан?
— Ислам, вы следили за схватками наших палуанов на чемпионате мира в Лас-Вегасе?
— Так как есть разница часовых поясов, смотрел с ночи до утра. Потом целый день ватный – недосыпание. Чемпионат был особенный. Прошел в игорном городе Лас-Вегас. Многие говорят, что туда можно ехать отдыхать. Но только не на чемпионат мира.
— Какую оценку вы дадите выступлениям наших вольников?
— Оценку дадут соответствующие органы. Мое личное мнение, что этот чемпионат еще больше обнажил проблемы, которые есть у нас в вольной борьбе. Работы — непочатый край. То, что я увидел у наших ребят, я увидел незадолго до чемпионата мира в Астане, когда проходили соревнования на Кубок президента Казахстана. Я давно не видел сборную.
— На ковре и в плавках?
— Да. Видел с трибуны, у ковра стоял. И тогда я высказал мысль, которую поймут те, кто знает: «Я что-то в исполнении ребят не увидел мысли тренера». Это был нонсенс. Ребята выходили на ковер и не делали элементарных вещей.
— Давайте напомним, что сборную возглавил двукратный олимпийский чемпион Сергей Белоглазов. Или у него было слишком мало времени?
— Конечно, это грандиозное событие для спорта в целом и для сборной вольной борьбы Казахстана в частности. Такая выдающаяся личность! В бытность СССР мы, глядя на таких людей, росли. Перенимали приемы, навыки. Их в качестве наглядного пособия нам показывали в спортивной школе. Присутствие такого специалиста, конечно, должно всколыхнуть, вывести борьбу на новый качественный уровень. Человек работает почти год.
— Уточним, что с октября прошлого года…
— С прошлого года работал в качестве консультанта. А в мае месяце заступил на место главного тренера сборной.
— Это большая разница.
— Конечно, времени мало. Он же не волшебник. Привези хоть десятикратного чемпиона, но за короткий отрезок времени, имея такой материал, быстро и качественно изменить что-то будет трудно. Но у нас есть талантливые ребята.
— Давайте по персоналиям пройдемся. По нашим участникам чемпионата мира в Лас-Вегасе. Честно сказать, я ждал результата только от двух. Это в весе 57 кг Артас Сана и опытнейший Даулет Шабанбай. Но там неудачно пал жребий. Они в ¼ финала оба попали на будущих чемпионов мира.
— Да, жребий – немаловажно. Но если все время уповать на жребий, то как же спортивная составляющая? Целый год человек готовится. Трехразовые тренировки каждый день — и уповать на жребий? Это уже лукавство. Если персонально, то Сана показал хорошую борьбу. По тому, как он двигался, выходил на ковер, было видно, что человек готов биться. У него была хорошая турнирная сетка. Но сказалось отсутствие опыта в участии в такого уровня соревнованиях. Чемпионат – это сильнейшее напряжение. Съезжаются сильнейшие мира сего. Это не континентальный чемпионат. Здесь люди выкладываются без остатка. И его оппонент Хинчегашвили — очень опытный борец. На олимпийских играх он был вторым. В прошлом году на чемпионате мира он из-за тактической ошибки он упустил победу, уступив борцу из Северной Кореи. Сразу было видно, что этот человек шел только побеждать. Он один из претендентов на следующий год. Есть 3-4 человека в этом весе.
— На олимпийскую медаль.
— Да. На пьедестал. А там одному Всевышнему известно. В этом весе у нас в принципе хорошая конкуренция. Есть еще Расул Калиев. Будем говорить, что Сана повторил его достижения. Расул Калиев на чемпионате мира тоже боролся за третье место, но проиграл российскому борцу. Видите, это не как в боксе. Это не именная лицензия. Нельзя сказать, что человек застолбил за собой место в сборной. Будут критерии отбора, скорее всего, в виде чемпионата республики, чемпионата Азии и других турниров. Работы много. Это весомая заявка. Между ними еще могут быть сюрпризы. Это же олимпийский год. Но два проверенных бойца – это Сана и Калиев.
— Это 57 кг.
— Да. В этом весе можно спокойно работать с перспективой, что есть шансы зацепиться в тройку на олимпиаде. Лицензия есть. Тренерам нужно плавно расписать план подготовки, а ребятам максимально себя беречь. 61 кг — это не олимпийская весовая категория. И это проблема. Ниязбекову придется выбирать – опускаться вниз, как это делал его предыдущий соперник Отарсултанов Жамал. Его и в 65 заносило за четырехлетний цикл. Они уже анонсировали, что в олимпийский год он будет отбираться в 57 кг. По турнирам у нас же 2 кг провеса. Только на официальных стартах – чемпионатах мира, Азии и олимпийских играх без провеса. Поэтому они спокойно могут проходить другие турниры, отбираться. Даулету Ниязбекову будет целесообразнее еще раз попробовать себя в 57 кг.
— Я вас перебью. Нас будет смотреть широкий круг людей, и не все разбираются в вольной борьбе. Объясните, почему на чемпионатах мира – одни олимпийские игры, а на Олимпиадах – другие. Мягко говоря, непонятно.
— Все любители спорта, в частности борьбы, знают, что борьбу хотели снять с программы Олимпийских игр. На то был целый комплекс причин. Борьба, действительно, деградировала. Люди, которые возглавляли борьбу, завели ее в тупик. Новые правила сделали борьбу статичной.
— И абсолютно несмотрибельной для телеаудитории.
— Российский борец, как и многие другие, что тут скрывать, сознательно еще не перестроился. Он борется по старым правилам. Те правила ему идеально подходили. По 2 минуты период. 1 минуту 30 секунд или 45 он ничего не делает. Под конец он взрывается и берет свой балл. Период он выиграл. Тренер ничего не предпринимает. Я вижу, что человек не перестраивается. Но сейчас борьба динамичная. Дают 6 минут. Счет сквозной. Стоять нельзя. Или быстро набирай и стой, имитируя борьбу. Поэтому борьба была под угрозой. От очень уважаемого человека по борьбе я слышал, что у него одно из образований – сантехник.
— Я тоже слышал.
— В те годы, когда был СССР, он выступал только один. В сборной Швейцарии целое семейство братьев Мартинетти. Дело не в том, что мы хотим вылить ушат грязи на него. Не один он виноват. Виноваты все, кто был рядом. Но слава богу, ситуация изменилась.
— Я повторю вопрос. Прошло уже полгода как изменилось руководство FILA. Почему до сих пор это несоответствие – в чемпионатах одни весовые категории, на олимпиадах – другие?
— Я заметил, что там даже цвет ковра изменили. Вы заметили?
— Телегеничность.
— Хотя мне тот цвет больше нравился. Но это уже маркетинговый ход. Правила изменились, потому что Олимпийский Комитет поставил жесткие правила – чтобы в трех дисциплинах борьбы были по 6 весовых категорий. Раньше было 10 весовых категорий, потом по 7, сейчас 6 в угоду женской борьбе. Получается, никакую из дисциплин не сокращая, за счет борьбы урезали и дали женщинам. Это одно из требований. И чтобы ребята не страдали, на азиатском континенте особенно, где физиологически маленькие ребята, комиссия предложила работать в два веса… Но на чемпионатах мира ежегодно ребята борются. Не хотят опускаться. Потому что в олимпийский год желание бешеное. Все хотят попытать счастье, хотя бы попасть на Олимпийские игры. Хотя в каждом весе есть свои лидеры, 1-2 человека, на которых делают ставки. Это в большинстве стран. В той же России есть люди, которых ведут.
— Я понимаю, о чем вы говорите. Ваша фраза, которую я могу только повторить: «В Дагестане тренеру нужно утром только открыть зал борьбы, а вечером закрыть».
— В одно время там ситуация дошла до того, что нужен был человек, который утром откроет спортзал, а вечером закроет. Потому что там конвейер.
— Конкуренция высочайшая. Кому еще из наших вольников по силам побороться за медаль в Рио?
— Реально…
— По потенциалу.
— Олимпийский год – это особый настрой. Тот же Шабанбай. Если проводить параллели – Махов и Шабанбай. Махов – трехкратный чемпион мира. Он с таким багажом подошел к Лондонской олимпиаде. Даулет тоже не из робкого десятка. Его можно отнести к середнячку.
— К крепкому середнячку.
— От него можно все ожидать. Может выиграть и оставить хорошую зарубу. На момент той схватки он просто упустил возможность вписать свое имя в историю золотыми буквами. У него эмоциональное состояние было лучше, чем у Махова. Махов был убитый. Представьте, Махов – трехкратный чемпион мира. И для него не существует другого места кроме первого.
— Я помню, это была схватка за бронзу.
— Да. И эмоционально Махов был пустой. Выхолощен. А для Даулета любое место на пъедестале – это почет. Это не умаляет его достоинств. И он должен был выиграть. Он просто допустил тактический просчет. На этом чемпионате мира нельзя сбрасывать его со счетов. Но время уходит.
— Ему уже за 30. По спортивным меркам староват.
— Сделаем скидку. Для тяжеловесов..
— Да. Они позже созревают.
— Но результат нужно выжимать всегда. Шанс нужно использовать. Если ты живешь от олимпиады к олимпиаде… Туда нужно готовиться ежедневно, ежечасно. Мыслями быть там. Время восстановления после чемпионата мира тоже входит в подготовку. Если набранную форму растеряешь за месяц, а потом полгода будешь набирать, так тоже нельзя. Важен режим питания. Тренировочный процесс не прерывать. Тем более с возрастом. Помните Валерия Каменского из плеяды лучших хоккеистов сборной СССР? Он уже отыграл в НХЛ и приехал доигрывать в «Воскресенский химик».
— На свою родину.
— В выходные молодые отдыхали, а он шел в тренажерный зал поддерживать форму.
— А есть ли у нынешнего поколения стремление? У меня ощущение, что они довольствуются малым. Может, я ошибаюсь?
— Дай Бог, чтобы ошибались! Это такое профессиональное отношение. Не только вы так думаете. Ребята должны отдавать себе отчет. Поставили перед собой цель. Проблема в том, что уходят лучшие годы юности. Ты посвяти себя обретению навыков, образования. После спорта жизнь тоже продолжается. Годами юности нужно воспользоваться максимально. Отдать себя без остатка. Погулять, сходить на свидание и потусоваться успеете. Прелести жизни никуда не денутся. Главное, правильно расставить акценты. Мы боремся, чтобы завоевать себе доброе имя. Вся страна за тебя болеет.
— Не устал Ислам Байрамуков быть самым титулованным борцом вольного стиля в республике Казахстан?
— Приятная ноша. От нее никак не устанешь. Сейчас мало кто напоминает мне об этом. Есть хорошие ребята с хорошими данными. Тем более, что с ними работает такой специалист.
— В сравнении с вами, по учебно-тренировочным сборам и поездкам у них все нормально.
— Да, мы не ездили. Очень редко. Мы со временем стали искать спарринг-партнеров.
— Больше самостоятельно.
— А так варились в собственном соку. Выезжали, боролись и еще пытались конкурировать с сильнейшими.
— Я помню, как борцы в Доме отдыха «Каргалы» сами ковры, маты настилали.
— Это мы готовились на олимпийские игры в Атланте в 1996 году. Перед тренировкой расстилали ковер. Маты, естественно, разгерметизировались. После тренировок мы дружно собирали. Я так начинал в своем селе. Был общий зал. Занимались и дружно убирали. Чувство локтя, коллективизма прививалось. Нужно было убирать ковер, освобождать кинотеатр. Мы боялись, чтобы потолок пятки не задевали. Такое было время. Не было такого финансирования. Сейчас нет проблем с единовременными выплатами, с вознаграждениями, только показывайте результат.
— Я знаю, что вы ведете тренировки для любителей. Но в профессиональной борьбе вас нет.
— У меня недавно был разговор, и я сказал, что у нас в Казахстане призеры чемпионатов, призеры олимпийских игр – это штучный товар. Правильно? Сегодня они, слава Богу, все трудоустроены, не бедствуют. Но! Те ребята, которые приносили славу стране, поднимали имидж этого вида спорта, имеют право высказывать свое мнение по развитию этого вида спорта.
У нас был Маулен Мамыров – бронзовый призер олимпийских игр. Он боролся на очень высоком уровне. Были Йорданов, Владимир Тогузов. Имея таких соперников, он был в тройке лидеров. Магомед Куруглиев. В схватке за третье место он выиграл у двукратного чемпиона мира, ныне главного тренера сборной Дагестана, бронзового призера олимпийских игр Сажида Сажидова. У нас есть люди, которым покорялись вершины. Почему бы не прибегнуть к опыту этих ребят?
— То есть у вас никто не спрашивает, не интересуется?
— Спрашивают. Но все заканчивается на разговорах. Нет связи, нет преемственности поколений. Позвоните Круглиеву, спросите: где сборная, чем занимается? Он придет к ребятам 86 кг, 97 или 74 кг, расскажет им один секрет, покажет одно движение – направит их в правильное русло. Тот же Мамыров может с самым легким весом работать. Нужно привлекать. А не так — «сидите на своих должностях, и все!» А потому что такие люди бывают ершистые. Не всем нравится, когда у человека есть свое мнение, свое видение вопроса. В Дагестан или Осетию приедешь,так там ребята, завершившие активные выступления, они в зале, в федерации.
— Преемственность.
— Я не к тому, что мне чего-то не хватает. Но это твоя атмосфера, хочешь ты этого или нет. Ты отсюда вышел и стал тем, кто ты есть. Я был на Кубке Президента, общался с титулованными ребятами. Сидел на трибуне, не выдержал. Говорю: «Как ты думаешь, вот здесь, наверное, нужно было так сделать?» Есть такой термин в борьбе – «второй этаж». Через ноги пропустил и вытащил на второй этаж. Это считается непростительной ошибкой. Как нужно стоять в партере? Это элементарно просто. Люди должны знать, в какой ситуации что делать. Если посмотреть Кубок президента и чемпионат мира, картина только немного изменилась. Понятно, что тренерская мысль должна быть, но и ребята должны над собой работать. Сейчас век новых технологий. Любую схватку можно посмотреть в интернете 100 раз и что-то взять для себя. Например, как защищаться, когда ты выигрываешь, когда проблема удержать счет. Как вести себя, если проигрываешь. Это тоже тактическая проблема. Замечательные слова сказали как-то в адрес Диего Марадоны, знаменитого тренера сборной Аргентины. Он осекся на сборной Германии и проиграл. Тогда Уткин сказал: «Кто на себя возьмет ответственность сказать, что Марадона в футболе ничего не понимает»? Дело в организации. А про футбол ему ничего не нужно рассказывать. Он на всю жизнь сам рассказал одной левой. Поэтому должен быть синтез.
— Все-таки будем смотреть с оптимизмом. Главный тренер сборной Казахстана по вольной борьбе, опытнейший специалист. Мы помним, каким он был борцом. В интернете есть его схватки. Спасибо!
16.10.2015 1254 0 Добавить в личный кабинет
Автор: sportinfo.kz Источник: http://365info.kz Рубрика: Вольная Категория: Казахстанские Тематика: Другие
Теги: вольная борьба, Ислам Байрамуков, олимпийские призеры, Казахстан
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus