Памяти Андрея Кивилева посвящается
Поздравлений не счесть, пожеланий, оды, стихи, восхищения, подарки. Ужин в кругу семьи и самых близких друзей. Двое детей, а может и трое, красавица жена у плиты готовит праздничные яства, любимые вкусности именинника. Большой дом. По усадьбе разгуливают породистые псы, они то знают, носом чуют, что сегодня и у них будет праздник. В карьере все удалось, – громкими победами заряжен как трофейный пулемет. По рассказам о них можно книгу писать. Телефоны разрываются от звонков с поздравлениями. После очередного звонка, сидя в беседке у дома, с улыбкой на лице с искрой в глазах, он подумал: «Заберу золото на мире и завязываю с профи… у меня все есть: дети, жена, любимая работа, верные друзья. Я молод и счастлив».
Андрей отлично учился и окончил школу имени А.Макаренко. А как иначе могло быть с мамой учительницей. Его любили все: в школе, в семье, на работе. Как потом скажет его вдова Наталья: «Его не возможно было не любить. Он был особенным». Он рос воспитанным, образованным, уважительным, ответственным, трудолюбивым парнем. Всегда улыбался. Всегда в отличном настроении, даже если было не все так гладко, как казалось. Спортом занялся в 14 лет. Ему суждено было стать великим гонщиком. Уже через 5 лет Андрей начал свою любительскую карьеру в Испании, защищая цвета команды «Burgos».
Фил Бейтс – австралийский организатор гонки, вспоминает – «Я хорошо помню, когда первый раз встречал Андрея в аэропорту. Симпатичный, невысокого роста велосипедист, половина моего веса в нем и ни слова не говорил по-английски. Зато на языке педалирования Андрей разговаривал свободно и после девяти этапов тяжелой гонки, юный чемпион финишировал на пятом месте общего зачета, опередив своих именитых напарников по команде. Надобенко был седьмым, Томас Лаис – восьмым, Дарен Смит – девятым. Но Казахстанская команда пустой домой не уехала – Надобенко стал горным королем. Провожая, в аэропорту Андрей обнял меня, проронил слезу и сказал его первые английские слова «thank you».
В 1993 году в составе Казахстанской команды Андрей выигрывает спринтерскую классификацию на «Regio-Tour». А его товарищ и напарник по команде – Александр Винокуров берет комбинированную классификацию. Андрей Мизуров занял только 9-ое место, но по сумме всех очков, команда взяла первое место. Это был первый триумф казахов, который прогнозировал им блистательное будущее.
Первого большого успеха в спорте Андрей добился в 1994 году, выиграв в составе казахстанской сборной групповую гонку на Азиатских играх.
Как сказал в свое время С.Есенин: «Предназначенное расставание обещает встречу впереди». Так и произошло, в 1992 году была не последняя встреча Андрея и Фила Бейтса. В 1997 году Казахстанская команда получила приглашение в Австралию куда и прилетел Александр Надобенко и Андрей. На тот момент у Андрея был контракт с одной французской любительской командой «EC Saint-Etienne». За пять лет он ничуть не изменился. Обнял Фила и были слезы, но уже слезы радости, что он снова здесь. В английском, Андрей значительно вырос и это первое изменение, которое увидел в нем Бейтс.
На гонку прилетели 6 человек – пять из них ехали за «Bates Bikes», а один гонщик, Надобенко Александр, был вынужден выступать за другую команду (так как на старт от команды могли выйти лишь пять гонщиков). Тогда у Андрея были большие проблемы с ногой и менеджер был вынужден сменить Кивилева на Надобенко, который был заявлен за национальную сборную. Но каждый день, на протяжении всей гонки Фил Бейтс брал Андрея и вел к физиотерапевту Глену Клоако. Каждое утро, как ритуал, ему восстанавливали колено. Несмотря на проблемы со здоровьем, после 4-го горного этапа Андрей выходит в лидеры.
Его атакуют на протяжении всей гонки, но он смог выдержать натиск (Йенс Зеске и Новра) и вскарабкивается к финишу девятого этапа в Канберре победителем, обойдя таких именитых гонщиков как: Мэт Вайт, Джэй Свиит, Андрэас Клёдин, Томас Лайс, Джулиян Дин, а так же таких как РАймондас Румзас и блистательного Увэ Амплер. «На пресс-конференции он сиял от счастья. Вы бы видели эти глаза, улыбка не сходила с его лица. В своей речи он грамотно подобрал слова, оценивая свою победу, которая глубоко запечатлелась в моей памяти – сказал Бейтс журналисту cyclingnews.com. Андрей был настоящим джентльменом и победа на «Cycle Classic» являлась ничем иным, как появлением новой звезды мирового масштаба».
Они сходили с ума от его стиля катания. «Сходили с ума» и Йохан Брюнель с Ленсом Амстронгом, последний восхищался Андреем как гонщиком, как человеком и хотели видеть его в своей команде «US Postal Service». Но Андрей предпочел подписать годовой контракт с «Ag2r Prévoyance». Но и тут он не находит «свою команду». Супермногодневку «Тур де Франс» он откатал на 32–ой позиции. На Олимпиаде в Сиднее, в групповой гонке на шоссе, Андрей финишировал в общей группе участников, разделивших с одним временем места с 14–го по 73–е.
И только в конце 2000 года он подписывает контракт в то время, с самой лучшей командой Франции «Cofidis». На момент кануна 2001 года в «Кофидис» выступали и еще два казахстанских велосипедиста – Дмитрий Фофонов и Сергей Белоусов, а в «Телеком» Андрей Мизуров и Александр Винокуров. В «Алессио» Александр Шефер, а в «Кантино Толло»–Сергей Яковлев. Тогда в зарубежных профессиональных и полупрофессиональных клубах успешно выступали не больше 10–ти казахстанских гонщиков. Казахи всегда были с характером, выносливыми и тактически грамотными. После серебряной медали Александра Винокурова на Олимпийских играх в Сиднее спрос на наших сильных гонщиков уже превысил предложение.
И на первом этапе результаты практически не изменились у Александра 71–ое, у Андрея 68–е. Лидерство поначалу захватил француз Кристоф Моро из «Фестины», но затем его обошел австралиец Стюард О’Грэйди («Креди Агриколь»). После восьмого этапа представитель Автралии опережал француза Франсуа Симона на четыре с половиной минуты, а тех, кого еще задолго до старта называли в числе возможных победителей «Тур де Франс» – великих Лэнса Армстронга и Яна Ульриха – почти на 36 минут! Американец шел лишь 24–м, а немец – 27–м.
Тем временем Андрей и Александр с каждым этапом прибавляли в результатах, подтягивая свое время поближе к показателям лидеров. На седьмом этапе Винокуров финишировал седьмым в гонке на 162,5 километра, а Андрей Кивилев показал 13–й результат в восьмом этапе (222,5 км) и занимал уже четвертое место в генеральной классификации.
Так как в «Кофедис» до старта не было явного лидера, то по прошествии первой недели уже и не стоило поднимать этот вопрос. Бесспорным лидеро м являлся Киви, предстоящие горные этапы, где он владел ситуацией достаточно уверенно, сулили еще более прочные позиции в головной группе участников многодневки.
«И Андрей во французских Альпах сделал невероятное: почти настиг Симона, заняв после 11-го этапа второе место. Но еще мощнее в горах выступили Армстронг и Ульрих, “поглотившие” после Пиреней, куда участники тура перелетели на самолетах, и Франсуа Симона и Кивилева. Вот где решалось, кому получать главную награду на Елисейских полях в Париже! Кивилев уцепился за лидеров двумя руками и двумя ногами: после 14-го этапа он проигрывал Лэнсу 5 минут 13 секунд, а Яну лишь 8 секунд! Винокуров к этому времени вышел на привычное 15–е место.
В 2001 году, а если быть точнее, то 20/10/2001, в жизни Андрея Кивилева случилось еще одно очень важное событие – он женился.
Женщины сходили по нему с ума. Ведь это и не удивительно: умный, красивый, успешный, душевный. Внимательный, с манерами британского лорда. И эти глаза волшебника, в них можно было утонуть. С ним можно было беседовать ночи напролет. Все никак не мог найти себе пару – он то, подходил для каждой, а вот подходили ли они ему… И…О, чудо! Андрей влюбился. Влюбился с первого взгляда. Со своей будущей женой он познакомился на вечеринке. Он подошел, внимательно посмотрел, и этого стало достаточно, чтобы стало «навсегда».
Звали девушку Наташей, родом из Алма–Аты. Она входила в сборную Казахстана по бильярду, что заметьте, не свойственно женщине. И вообще это не женский вид спорта. «Я выиграла несколько турниров, принимала участие в чемпионате Казахстана. Зеленое сукно успокаивает человека и в то же время настраивает на серьезный лад. Бильярд воспитывает твердость, выдержку, умение быстро принимать решения», – давая интервью газете «Караван» рассказывала Наташа.
Андрей так же отметился на подиуме, как лидер команды «Кофидис», которая взяла командную классификацию. Положил в копилку третье место, занятое на пятом этапе, походившем Pertuis – Toulon (Mont Fa). Достойный прокат в начале сезона, думалось, это хороший задел на весь год. Но громкого так ничего и не произошло. Может на него давило бремя прошлогоднего успеха на Туре или же беременность жены и все переживания, связанные с будущим отцовством. Но как результат из значимого – 2место на 4м этапе «Grand Prix du Midi Libre», 5—м на «Критериуме Дофине—Либере», 5м на 3м горном этапе Tournon – Le Mont Ventoux. Так же 3м на 7м этапе проходившем Albertville – Morzine-Avoriaz. Поднялся на пьедестал с 3-м в генеральной классификации Route du Sud. Четвертым на классике «San Sebastian». На «Тур де Франс» лучшим был восьмой результат на 12м этапе (Pau – La Mongie).
Но, пожалуй, самая громкая победа всей его жизни случилась 12 сентября, когда у него родился сын. Мальчика назвали Леонардом. Счастью Андрея не было границ. Молодой папа гордо называл сына Лео.
Молодые родители с головой окунулись в воспитание сына. Маленькому Лео еще не исполнилось и 5-ти месяцев, как папа был третьим на «Tour du Haut Var» и уже колесил по Испании на Туре Валенсии. Андрей строил большие планы, возлагал надежды на спорт, на собственные силы, на удачу. Шёл процесс становления настоящего мужчины—родил сына, строил дом в Ницце, оставалось засадить деревьями сад.
Наташе снилась ее умершая бабушка и она звала во сне Киви. И французы накануне ему картину подарили, там такие мрачные цвета были, велогонка нарисована, а форма картины, ну 100% надгробная плита. И в тот день, перед тем как упасть, он на этапе то ли Кашечкину сказал, в общем кому–то из наших, мол чувствую тут и останусь. Андрей мой тоже говорит, что когда звонил накануне и приглашал их на свой День Рождения, а Киви ответил ой и не не знаю, может я дальше не поеду, сойду, тут и останусь. Так что эта фраза имеет две трактовки. Такой настрой у него еще на Новый Год начался. Мы все вместе праздновали у Винокуровых. Тогда он как никогда выпил шампанского, был такой веселый, танцевал до упаду и пел песню – черный ворон, что ж ты въешься над моею головой…», – вспоминает Мизурова Марина. Андрей начал гонку в защитном шлеме, но по каким-то причинам на втором этапе его снял.
Они спуртовали в группе по дороге, которую Андрей знал, как свои пять пальцев. Его дом стоял неподалеку от места аварии, где в тот момент его жена Наташа, собиралась на финиш к мужу. За 40 км до финиша он столкнулся с польским гонщиком из своей команды Мареком Руткевичем и немцем Фолькером Ордовски. Его выбросило из седла и он ударился головой об асфальт, потерял сознание и больше не поднялся. В состоянии комы его отвезли в Saint-Chamond, а оттуда вертолетом направили в исследовательский центр Saint-Étienne hospital. Там ему диагностировали тяжелую черепно–мозговую травму и перелом двух ребер. Врачи до конца боролись за жизнь Андрея, но 12 марта в 10 часов утра он умер. Его отключили от аппарата искусственного жизнеобеспечения. Леонарду в этот день исполнилось 6 месяцев.
“Когда Андрей упал, мы не думали, что это серьезно, мы не хотели так думать. Позвонили Наталье, чтобы узнать о его состоянии, но она сама еще даже была не в курсе, что он упал. На следующее утро мы с мужем поехали к ним в больницу. Уже в пути, нам позвонили и сообщили, что Андрея больше нет, аппарат решили отключить. И мы уже ехали не разбирая дороги, просто куда ведет дорога, туда и ехали, лишние 400 километров в тишине, в шоке от происшедшего. Просто не могли в это поверить»-вспоминает то утро Марин Франк Вандербрюк: « Я был сразу за аварией и увидел лежащих двоих гонщиков из «Кофидис», но я даже не мог подумать, что это может быть Кивилев. Я тренировался с Андреем всю зиму в этих местах. Он был со своей семьей в Saint Aygulf а я в Saint Raphaël. Так что мы часто звали друг друга на тренировки. Он был мне близким другом. То ужасное, что сегодня случилось…я просто не могу еще прийти в себя. Такое же случилось и с Касартелли много лет назад. Я не представляю, что сейчас переживает семья Андрея, его команда, друзья»- из интервью cyclingnews.com.
И все равно ускользнул от нас в AG2R. Мы до сих пор о нем говорили и всегда хотели его видеть в нашей команде. Он был очень добрый человек. Последовательный, стойкий, жесткий, трудолюбивый, и очень крутой чувак. Андрей, мне будет не хватать тебя, друг. Я буду ждать тебя у начала каждого трудного подъема, так как я делаю это сейчас, и я хотел бы всей душой, чтобы ты там тоже был со мной, воодушевляя и заставляя меня ускоряться, так же, как ты всегда это делал раньше. Покойся с миром».
Он был самым отзывчивым парнем в пелотоне. Я запомнил Андрея как человека, который всегда улыбался, всегда приветлив, мы всегда разговаривали во время гонки. Обсуждали его форму, если он проезжал мимо нашей технички. И таким я запомню его навсегда. Мы много спорим насчет обязательного ношения шлема не только в гонке, но и на тренировках. Мы будем поднимать снова этот вопрос. Но сейчас вопрос в том, остался бы Андрей жив, если бы на нем был шлем? Я не знаю ответ, никто не знает, как бы там ни было, его уже не вернешь. Я хочу выразить свои глубочайшие соболезнования семье Андрея, его друзьям. Нам всем будет тебя не хватать, Киви», – Йохан Брюнель для cyclingnews.com.
«1700 работников «Кофидис» пребывают в шоке. Андрей Кивилев был образцом профессионализма. Запомнился человеком, знаменитым своей добротой, силой, лояльностью. Он погиб в соревновании. Его утрата внушает всем нам скорбь, уважение и заставляет нас задуматься. Команда «Кофидис» вместе со своим менеджером Аланом Бондью решили продолжить гонку в память Андрею, отдавая дань спорту и страсти, с которой он отдавал себя спорту»- с черным лицом, перед стартом заявил спортивный директор «Кофидис». Третий этап был отменен. После минуты молчания в Le Puy-en-Velay пелотон проехал «траурную процессию» 192 км и взявшись за руки, команда «Кофидис» пересекла финишную черту.
Вино не только выиграл Париж – Ниццу, на 40й день после смерти (а христиане верят, что после смерти душа находиться с родными и близкими 40 дней на Земле, а затем предстает перед Богом), посвятил свою победу на «Амстел Голд» в Маастрихте, своему близкому товарищу. «Сегодня как раз 40 дней после смерти Андрея. На протяжении всей гонки думал о нем и очень хотел победить. Ради него. Счастлив, что мне это удалось» – после гонки заявил Винокуров. Ленс Амстронг мечтал в который раз покорить «Амстел Голд Рейс» и был одним из явных фаворитов. И финиш организаторы как специально ради Ленса устроили на вершине Корберг. Несмотря на все его надежды на победу, Винокуров выстрелил, не оставляя ни одного шанса всем фаворитам.
После финиша Ленс признался: « Я снова проиграл, возможно, только потому, что сражался только за себя, а Винокуров – еще и за Кивилева». Александр при поддержке Федерации спорта Казахстана организовывали «Международную велогонку памяти Андрея Кивилева». Первая велогонка памяти Андрея Кивилева была проведена в 2004 году. В первый день соревнований 22 сентября 2004 года состоялось открытие улицы имени А.Кивилева. Улицу Володарского, где родился и вырос Андрей, ходил в школу имени А.Макаренко, переименовали в его честь. В 2007 году состоялось открытие памятника в честь талантливого спортсмена, прославившего имя Талдыкоргана и Казахстана на мировой арене.
Ветер справа, ветер слева –
Дует он со всех сторон.
И на схватку с ним решился,
Стрельнув с группы, велогон.
Сильный был он и умелый.
Он усталости не знал.
Закаленный, загорелый,
Словом, был профессионал.
Был лихой он в поворотах,
Спуски круто он ходил.
В гору вкручивал, что надо,
И в команде не гасил.
Финишёром был он ярым.
Никому не уступал!
Большей частью он в отрывах,
А не в группе приезжал.
Лишь за первым местом ехал,
За вторым он не привык.
И с настроем этим крепким
В спорте он вершин достиг.
Но сегодня, что-то страшно,
Пелотон его догнал.
Сел он как-то вяло в группу.
Чемпион заголодал.
Вот до финиша немного.
И пора собраться чуть.
В город въехала вся группа,
Там болельщики вокруг.
Снова спуски, повороты,
Снова скорость возросла.
Затяжные апперкоты
Группа делать начала.
Скрежет спиц и взрывы камер.
Сердце ёкнуло – завал.
Суета, запаски, ругань.
Кто же там ещё не встал?
В луже крови у обломков
Неподвижно он лежал.
Бросив гонку и машину,
К нему тренер подбежал.
Без сознания, без пульса
Его в скорой увезли.
Но старания врачей
Ни к чему не привели.
Погиб парень, не спасли.
Но, говорят, на миг очнулся.
И прежде, чем от нт нас уйти,
Открыв глаза, он улыбнулся.
«Был он славным человеком», -
Скажет много так людей.
Не забудут его имя –
Имя – Кивилев Андрей.
Евгений Сладков
Март 2004
После смерти Андрея, Международный Союз Велосипедистов ввел обязательным ношение шлема гонщиками не только в соревновательный процесс, но и во время тренировки. После смерти Касартелли 1995 году уже была попытка принятия такого положения, но велосипедное сообщество выступало с протестом. Многие гонщики не хотели носить каску на голове. Многие говорили ” я себя не чувствую в нем”. Считали ненужным элементом.
Через год после смерти Кивилева,7 марта стартовала 62-я гонка «Париж – Ницца». С первых дней ее преследовала на редкость скверная для весенней Франции погода. Из-за обильного снегопада четвертый этап гонки был отменен вовсе. Это был тот самый отрезок пути, на котором упал Андрей. Мистика или же знаки судьбы – решайте сами.
Из воспоминаний Натальи: «Андрей был веселым, открытым, честным и искренним. Он всегда улыбался людям, даже если у него было на душе тоскливо. Теперь я знаю: это правда, что Бог забирает лучших людей».
Увидеть свет. Босым земли коснуться.
Познать любовь. И пригубить вино.
Испить тоски и к радости вернуться.
Зерно судьбы очистить от плевел.
Дитя дать миру. Ощутить предел.
И на пороге жадно оглянуться —
ах, сколько же ещё я не успел…
(стихи Татьяны Славской)
Вечная Память Тебе Андрей!
Я благодарю семью Мизуровых за помощь в написании статьи, Дай вам Бог здоровья!
Особая благодарность Тиму Бернерсу-Ли, за то, что выдумал всемирную паутину.
24.03.2014 1582 0 Добавить в личный кабинет
Автор: sportinfo.kz Источник: http://velolive.com Рубрика: Велоспорт Категория: Мировые Тематика: Велоспорт
Теги: Велоспорт, Андрей Кивилев, Талды-Курган, Париж – Ницца, Лео, Кофидис
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus