О казахстанских шахматах, допинге, президенте FIDE, мемуарах и многом другом…
В жаркий летний день в редакцию портала Sportinfo.kz заглянул известный казахстанский шахматист, гроссмейстер, кандидат исторических наук, заслуженный тренер Республики Казахстан и России, международный арбитр, сеньор тренер ФИДЕ Болат Каришалович Асанов.
Мы не могли не воспользоваться столь удачным моментом и не поинтересоваться у Болата Каришаловича о его делах, спортивной карьере, творчестве и работе в качестве делегата FIDE.
– В данный момент я занимаюсь литературой, – начал свой рассказ под кружку цветочного чая наш гость. – К шахматам имею отдаленное отношение. В теме шахмат я присутствую через литературу художественную, в какой-то степени даже документальную, основанную на воспоминаниях. Три моих рассказа были опубликованы в известном московском шахматном журнале «64». Один рассказ посвящен моим воспоминаниям о днях, когда я был капитаном сборной Казахстана по шахматам, когда принимали участие в командном чемпионате мира 1997 года в Швейцарии, а молодежная сборная до 26 лет принимала участие в чемпионате мира в Аргентине. Не знаю, насколько он получился, но отзывы самые благожелательные. Но лучше самому прочесть, чем слушать комментарии автора.
– Шахматы – не возрастной вид спорта, почему вы рано завершили спортивную карьеру?
– Это только со стороны кажется, что не возрастной. Когда в шахматы играли и в сорок, и в пятьдесят, это стереотипы прошлого. И некоторые действительно показывали пример творческого долголетия. Сейчас шахматы помолодели, они встали на уровень всех остальных спортивных дисциплин. В пятнадцать лет становятся очень серьезными профессионалами, и карьера по восходящей идет не очень долго. Есть исключения, я больше говорю об общей массе. Изменился подход к игре, шахматы как вид спорта стали более динамичны, спортивны. Они подразделяются на три типа: старые, классические, которые постоянно модернизируются, рапид (быстрые шахматы) и блиц, к каждому виду разный, спортивный подход.
В плане подготовки тоже все изменилось, с внедрением компьютеров в нашу жизнь юные шахматисты могут обучаться и тренироваться при помощи компьютерных программ. Во время новейших технологий роль тренера по-прежнему высока, как раньше, но не столь видна. На каком-то первоначальном этапе без тренера можно обходиться, но не в период спортивного совершенствования. Та тонкая черта, которая отличала советских шахматистов от всего мира, стерта, грядут новые технологии, и они уровняли шансы. Наши представления о шахматах изменились так же, как и подход к ним, игра и система подготовки. Шахматы еще не раскрылись до конца.
С развитием вида спорта есть сложнейший этап, в таком королевском виде спорта, как футбол, еще Юрий Рост писал в своих заметках к чемпионату мира 1982 года: «Футбол – это не спорт, это социальное явление». Люди смотрят на него гораздо шире, чем просто на отдельный вид спорта, там и деньги, и внимание прессы и политики. Хуже обстоит в других видах, где нужно иметь большую массу болельщиков, каким-то образом способствовать развитию своего вида спорта. Так же и в шахматах, хорошо в советское время он был партийным видом спорта. Здесь не нужна большая материальная база, расходы на содержание не значительны, и тем не менее шахматы переживают свое не самое лучшее время за многовековую историю. Будем надеяться, что все еще изменится. Большое внимание вызвал предстоящий матч между Анандом и Карлсоном, впервые за много лет появился талантливый шахматист Магнус Карлсон, второй Фишер, представитель типичной западной страны. Матч пройдет в Индии, несмотря на то, что провести встречу изъявила желание и Франция во главе с Карповым, увеличив чуть ли не вдвое гонорары. Шахматы станут более привлекательным продуктом для представителей бизнеса.
– Как обстоят дела у шахматистов Казахстана?
– Думаю что, не плохо. Те моменты, которые редко находят отражение в спортивной журналистике касаемо сборных команд, хочу отметить, что женская сборная преодолевает такой период, как смена поколений. У женских шахмат в Казахстане хорошее будущее, у них много талантливых девушек, которые добились немалого. Те надежды, которые мы питаем, может оправдать Жансая Абдумалик, которой все тренеры шахматного мира пророчат хорошее будущее. В Казахстане всегда были сильны женские шахматы, и наши девушки были видны на международной арене. Мужские же шахматы переживают спад, все это так же связано со сменой поколений. Их основная задача – создать новую сборную, найти нового тренера, игроков, может, местами вернуть ветеранов в сборную, создать сплав из опыта и молодости. Для тренера это очень сложная, кропотливая работа. Вот такой мой независимый взгляд, человека, имеющего отдаленное отношение к шахматам.
– Применяют ли шахматисты допинг?
– Насколько я помню, допингом считалось какое-то количество кофе. Может быть, сейчас изменилась ситуация. Появились стимулирующие мозговую деятельность запрещенные препараты, но, помню, раньше всегда проверяли на кофе. Я не специалист в этом вопросе, но когда был капитанам команды, помню, что внимание акцентировалось на применении этого продукта. Понятно, что не чашка кофе, а более значительное количество. Слава богу, что у нас в команде никто не был к нему пристрастен.
– Несколько слов о вашей спортивной карьере…
– Я отошел от дел в середине девяностых, возможно, банальная проблема. Если шахматист может зарабатывать, играя, то это хорошо, а если не в состоянии зарабатывать своим состоянием игрока, то, естественно, ему надо решать свою проблему, которая стоит перед каждым спортсменом. Уходят обычно либо в тренеры, смежники или иную сферу. Я какое-то время был на тренерском поприще, потом, на рубеже веков, работал в федерации на организаторской работе. Какое-то время был советником акима города Алматы.
– Правда ли, что вы помогли стать президентом FIDE Кирсану Илюмжинову?
– Могу предложить вам прочитать рассказ «Тропой делегата FIDE», который опубликован в последнем номере журнала «64», и на основании этого рассказа вы можете сами сделать выводы. Если прочтете рассказ, он будет самым исчерпывающим ответом.
– Расскажите о ваших планах на будущее.
– Ответить затрудняюсь, так как никогда в жизни ничего не планировал. Как-то был период, в начале девяностых, составил список дел, которые надо сделать, и, как вы думаете, ни одно из дел не было сделано. И после этого не строил планов, не делал зарубок на будущее. Для меня это невыполнимо, я думаю, что надо сделать, но не делаю. Я делаю то, что у меня получается.
19.08.2013 2272 0 Добавить в личный кабинет
Автор: Диляра АЗАНБЕКОВА Рубрика: Шахматы Категория: Казахстанские Тематика: Другие
Теги: FIDE, Кирсан Илюмжинов, Магнус Карлсон, Юрий Рост, ФИДЕ, Болат Каришалович Асанов, шахматы, казахстанские шахматы, шахматы в Казахстане
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus