Регламент ФИФА предполагает три варианта развития событий, которые могут стать основанием отобрать у страны чемпионат мира.
Последние события вокруг ФИФА с новой силой разожгли опасения, что Россию могут тем или иным образом лишить права провести чемпионат мира по футболу в 2018 году. Агентство Reuters поговорило с высокопоставленным чиновником организации и выяснило, какие есть правовые возможности отнять у России (или у Катара) ЧМ.
Форс-мажор
85 статья устава ФИФА гласит, что пересмотр решения о стране-хозяйке может произойти в случае «непредвиденных обстоятельств, форс-мажора». Что является таковым обстоятельством, а что нет — решает исполком, который и уполномочен принимать решения по подобным вопросам.
Исполком федерации состоит из 25 человек. Для принятия положительного решения достаточно простого большинства.
По словам источника, в принципе, любое серьезное нарушение может стать форс-мажором.
Блаттер считался главным защитником ЧМ-2018 в России. Но теперь он ушел.
А серьезные обстоятельства и правда могут возникнуть. 2 июня стало известно, что ФБР инициировало расследование процедуры выбора стран-хозяек чемпионатов мира 19 и 22 годов. Все это проходит в рамках общего дело против коррупции в ФИФА.
Отдельно бюро занялось подавшим накануне в отставку Йозефом Блаттером. По данным источников американской телекомпании ABC, Блаттера мог «сдать» кто-то из тех, кто уже арестован по «делу ФИФА».
Reuters напоминает, что 85-я статья регламента уже использовалась. В 2003 году исполком ФИФА перенес чемпионат мира по женскому футболу из Китая, в котором тогда была эпидемия атипичной пневмонии.
Простое голосование
Второй способ — любой из членов ФИФА может вынести на голосование вопрос о переносе чемпионата мира в другую страну. На данный момент в ФИФА состоит 209 членов. Однако, ввиду того, что данный механизм никогда не использовался, нет четко прописанной процедуры, как его реализовать.
Например, нет ясности, какого количества голосов будет достаточно для принятия того или иного решения: простого большинства или какого-либо «квалифицированного большинства», например, двух третей, или трех четвертей.
Исключение из ФИФА
Третьим способом собеседник агентства назвал исключение страны из ФИФА (или приостановка членства). Для этого нужно собрать уже три четверти голосов.
Подобные решения ФИФА принимала неоднократно. Чаще всего это было связано с двумя причинами. Первая — в стране начиналась гражданская война, влекущая за собой раскол страны на два или большее количество государств.
Вторая причина — доказанное давление со стороны государства на местную федерацию (в нашем случае — РФС). По правилам ФИФА, футбольная федерация в каждой стране должна быть независима от государства.
Виталий Мутко может стать причиной исключения России из ФИФА. Или не стать.
Это интересный момент, особенно в свете слухов о возможном совмещении Виталием Мутко министерского поста и президентского в РФС. При массе юридических тонкостей, которые можно трактовать в разные стороны, при желании такое совмещение может быть расценено как самое прямое вмешательство государства в дела местной федерации.
Когда могут что-то решить?
Скорее всего, возможностей две. Первая — это декабрь-март (2015/2016), когда состоится (точная дата будет определена позже) внеочередной выборный конгресс ФИФА. На нем должны пройти выборы нового президента организации.
Вторая — май 2016 года. Это время ежегодного конгресса ФИФА.
И это реально?
Скорее всего, нет. Хотя предсказать наверняка тут ничего нельзя. Как, например, нельзя было предсказать , во что выльется расследование в ФИФА. Фактически, организация оказалась в руинах.
Понятно, что наиболее активно кампанию по отъему у России ЧМ-2018 ведет Англия. Но не по каким-то высоким политическим мотивам, а, прежде всего, из-за обычной обиды: именно Англия считалась фаворитом в борьбе за право принять ЧМ-2018, когда довольно неожиданно это право отдали России.
Знаменательный для России, но роковой для Блаттера момент.
К примеру, глава футбольной ассоциации Англии Грег Дайк заявил, что теперь, после отставки Блаттера, можно провести всесторонне расследование, как именно проходили выборы.
При этом эксперты, в том числе английские, отмечают, что отобрать ЧМ у России становится сложнее с каждым днем: уходит время. До матча открытия осталось всего 3 года. Но т.к. ближайший конгресс ФИФА пройдет как минимум через полгода, времени останется и того меньше.
За такие сжатые временные рамки подготовиться к проведению ЧМ может только страна, которая уже фактически готова его провести. И о своей готовности заявила как раз Англия, а некоторое время назад — Германия. Сомневаться в том, что эти страны успеют за пару лет что-то достроить, скорее всего, не приходится.
Другое дело, пойдет ли ФИФА на организацию чемпионата в режиме цейтнота.
А что же Катар?
Вот для него, скорее всего, все совсем плохо. Если до старта ЧМ в России 3 года, то до катарского мундиаля — целых 7. Можно успеть построить стадионы, сломать и построить заново.
Кроме коррупционных мотивов, были которые или нет — установит расследование, против Катара играет и всеобщее недовольство вынужденным (из-за жары в июне-июле) переносом ЧМ на зимний период. Такой перенос напрочь разнесет весь мировой футбольный календарь, который уже довольно давно сложился.
Фактически, два футбольных сезона будут так или иначе скомканы из-за переноса мирового первенства на декабрь-январь.
Скорее всего, даже минимального набора фактов о коррупции при получении Катаром права проводить ЧМ будет достаточно, чтобы избавить весь футбольный мир от этой головной боли.
И вот тут кроется еще одна опасность для России: если отнимаешь турнир (что само по себе беспрецедентно) у одной страны, почему бы, до кучи, не отнять и у второй (если основания при этом довольно схожи), даже несмотря на то, что времени остается совсем немного.