История фехтовальщицы, притворявшейся нацисткой ради Олимпиады
Один из теплых уикендов лета-1952 пара из Мюнхена выбрала днем свадьбы. Невеста была одета в белое платье, осанка казалась идеальной, а взгляд – выкованным из металлического сплава. 41-летняя Хелена Майер выглядела почти как 17 лет назад во время Олимпиады в Берлине – не хватало только серебряной медали на груди, вскинутой в фашистском приветствии руки и Адольфа Гитлера в свидетелях.
Хелена родилась в Оффенбахе в 1910 году. Отец будущей фехтовальщицы был евреем, мать – нет. С детства Майер не расставалась с игрушечной шпагой, поэтому родители отдали ее в секцию по фехтованию на рапирах. Первые результаты появились в 13 лет – Хелена стала чемпионкой Германии.
В начале двадцатых о национал-социалистической партии Гитлера только начинали говорить в Германии, а будущий фюрер было малоизвестен. Когда Хелена выиграла первое олимпийское золото для Германии в 1927-м, Гитлер только искал поддержку на общегерманском уровне. Тогда за 17-летнюю еврейку радовались всей страной.
Правда, первые искры будущего пожара жгли пятки Хелены: еще в школе учителя называли ее «еврейкой Майер», чтобы отличить от однофамилицы, а в колледже девушке несколько раз приходили запросы на уточнение религиозной принадлежности.
В 1929-м и 1931-м Хелена Майер выиграла международные турниры, которые сейчас называют чемпионатами мира. Вторую победу она посвятила отцу, который умер от сердечного приступа в тот же год. В 1932-м Хелена отправилась на Олимпиаду в Лос-Анджелес и заняла пятое место: за два часа до финальных матчей Хелена узнала, что ее жених в Германии умер во время военного сбора.
Из-за трагедии Хелена осталась в Штатах после Игр и поступила в колледж Южной Калифорнии по обмену из фехтовального клуба Оффенбаха. Она надеялась получить образование, которое позволит работать в германской дипмиссии в США. Но живя в Америке, Хелена не видела, как меняется ее Германия. Спортсменка пропустила взрыв популярности национал-социалистов в Германии и превращение Гитлера во влиятельную фигуру. Во что превратилась страна, фехтовальщица поняла, прочитав письмо из родного Оффенбаха: ввиду принадлежности по крови к еврейской нации Хелену исключили из фехтовального клуба, в который ее привели родители. Обучение по обмену тут же прекратилось, в Германии ее никто не ждал – Майер пошла работать учителем немецкого языка в колледж Окленда.
Когда Гитлер пришел к власти в 1934-м, в Германии полилась кровь – практически сразу начались массовые гонения цыган и евреев, а в 1935 году были приняты Нюрнбергские расовые законы, которые фактически лишали евреев гражданских прав. Это возмутило весь мир и МОК в частности – через год Берлин принимал Олимпийские игры. Отдельные спортсмены и страны тут же бойкотировали соревнования, и Берлин в качестве политической уловки вспомнил о Хелене Майер. Еврейку пригласили в состав сборной на домашнюю Олимпиаду.
Хелена мечтала вернуться на родину – и согласилась. Девушка не считала себя еврейкой – она родилась в Германии, говорила и думала по-немецки, она проливала кровь и пот за эту страну. Майер хотела делать это и дальше, будучи полноправным гражданином, для чего пошла на компромисс с нацистами ради предоставления гражданства.
На Олимпийских играх-1936 Хелена Майер дошла до финала. Несмотря на великолепное выступление, нацистское правительство едва терпело девушку, всячески избегая ее имени в государственных медиа. Но Майер не расстраивалась – она надеялась, что олимпийское золото станет билетом домой. Но и здесь ее мечта разбилась.
В финале Хелена Майер сражалась с венгерской спортсменкой Илоной Элек. Поединок до сих пор считается одной из величайших олимпийских дуэлей, а трагедия ее была в том, что сражались две еврейки, одна из которых билась за нацистов. Элек взяла золото.
Во время награждения тройки лучших случилось то, что заставило весь мир кипеть от ярости и обливать Хелену Майер помоями: девушка, получив серебряную медаль, вытянула руку в нацистском приветствии. Так и осталось тайной, зачем она это сделала: ни до, ни после Хелена не показывала никаких политических взглядов, она не написала автобиографию и не говорила интервью о том поступке. Возможно, это был жест отчаяния, но последнее, что сделала Хелена в рамках олимпийского движения, – отдала честь человеку, повинному в смерти миллионов евреев.
«Когда я смотрю видео, как она фехтует, я не могу поверить в то, что вижу. Хелена – огромный талант. Феноменальна. Если бы ей сегодня было 20-30 лет, то она выиграла бы Олимпиаду. Трудно поверить в то, насколько чувствительной была ее рука. По ее стилю можно написать учебник. Но она договорилась с нацистами, зная, что они делают. Для меня это грех. Она поставила себя выше остальных», – сказал знаменитый американский преподаватель фехтования Семен Пинхасов, снявший о Хелене документальную короткометражку в 2008-м.
Несмотря на скандал и личную трагедию Хелена выиграла третий чемпионат мира в 1937 году. Майер вернулась в США и в 1940-м получила американское гражданство. Ее братья остались в Германии – они скрывались долгое время, пока не попали в лагеря, и лишь конец войны спас их жизни. Общались ли они с сестрой после ее поступка, не известно.
Война кончилась. Расистские законы предали огню. Германия стала свободной. В 1952-м Хелена Майер вернулась на родину, ради которой отказалась от принципов, семьи и самой себя. Летом того же года она впервые вышла замуж – фехтовальщице было уже 41. Спустя год счастливой замужней жизни в любимой Германии у Хелены нашли рак груди. Олимпийская чемпионка сгорела за несколько месяцев. Большую часть жизни Хелена отдала стране, которой она была не нужна, и даже нацистский салют не помог великой спортсменке стать хоть немного более значимой в глазах Гитлера.
В глазах остального мира Хелена все равно осталась великой спортсменкой, несмотря на спорный поступок в 1936-м: в 2000 году Sport Illustrated назвал Майер лучшей фехтовальщицей ХХ века.
07.08.2016 740 0 Добавить в личный кабинет
Автор: sportinfo.kz Рубрика: Олимпиада Категория: Мировые Тематика: Олимпиада
Теги: Майер Хелена, нацизм, Олимпийские игры, история
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus