Еще раз про шефиню казахстанских комментаторов
18 октября свой 97-ой День рождения отметила Мария Лебедева. От старой гвардии коллег ее по телефону поздравил известный спортивный комментатор Диас Омаров.
Казахское радио, как и Всесоюзное, со дня основания уделяло огромное внимание пропаганде здорового образа жизни. Обилие материалов, освещающих различные состязания и темы физической культуры и спорта, способствовало росту аудитории радиослушателей и массовому увлечению людей спортом. Болельщики со стажем до сих пор хранят в памяти увлекательные репортажи со спортивных арен Петра Деражинского, Владимира Толчинского, Султангали Каратаева, Диаса Омарова, Умирзака Жолымбетова и многих других спортивных комментаторов, чьи голоса приковывали к динамикам миллионы жителей республики. Многим читателям, наверное, будет интересно узнать и о шефине казахстанских спортивных комментаторов. И хотя этот материал уже выходил в нашем "интернет-эфире", мы считаем обязательным повторить его еще раз и таким образом сделать подарок и Марие Семеновне в честь 97-летия, и всей старой гвардии казахстанских
"Шефиня" казахстанских комментаторов
Мария Семеновна Лебедева – патриарх казахстанской радиожурналистики. Закончила отделение филологического факультета КазГУ им. М.С. Кирова. С 1945-го более полувека она трудилась на Казахском радио. 53 отдала любимому делу в родном и единственном коллективе. Начиная простым редактором, возглавляла затем самое важное и ведущее творческое подразделение – радио-редакцию "Последних известий".За этот срок через ее перо прошло много спортивных новостей. Волей-неволей она научилась разбираться в различных видах спорта и, конечно же, в футболе. Футбол тогда на просторах необъятного Союза был поистине народной и всеми любимой игрой. Мария Семеновна видела игру наших звезд прошлого столетия с 50-х до 90-х. Участвовала в обсуждении надежных действий в обороне Бориса Каретникова, стремительных рейдов Альберта Краснова, пушечных ударов Вадима Степанова, прекрасных бросков на рубеже обороны Владимира Лисицына, фланговых рейдов Владимира Асылбаева, высокой результативности Анатолия Ионкина, да и пленочные записи с интервью Евстафия Пехлеваниди выходили в эфир после ее внимательного прослушивания.
В преддверии дня рождения мы позвонили Марии Семеновне.
– Здравствуйте Мария Семеновна, разрешите поздравить вас с наступающим 90-летним юбилеем от всего дружного коллектива спортивного портала
– Большое спасибо!
– Как вы поживаете?
– Все нормально. Пенсия у меня хорошая, живу в центре, магазины, аптеки рядом, так что бегать особо не надо…
– Слушаете ли вы современное радио?
– Иногда слушаю, оно меня не устраивает. В современной журналистике есть плюсы и минусы, есть оперативность, подача другая, это понятно – сейчас двадцать первый век, а не двадцатый, в котором я работала.
– Можете дать совет молодым, начинающим журналистам?
– Развивайте свой кругозор. Потому что пришла ко мне одна журналистка, я сказала ей, что начала работать в 1945 году, и совершенно спокойно задала мне такой вопрос: "Как вы относились к телевидению?"
Я сказала: "Миленькая, телевидение в Казахстане началось в 1958 году, 8 марта мы запустили первую передачу". Как сказал Ленин: "Учиться, учиться и еще раз учиться". На любое интервью надо идти подготовленным.
За пятьдесят лет трудовой деятельности Марии Семеновне присвоили звание "Заслуженный работник культуры Казахской ССР", а ее недюжинный вклад в становление и развитие отечественной журналистики был отмечен правительственными наградами и "титулом" "Пенсионер республиканского значения". Когда Лебедева вышла на пенсию, в гостях у нее не раз бывали молодые журналисты, которые готовили материалы о знаменитости казахстанской журналистики. Мария Семеновна была героиней радио- и телепередач, статей, очерков, портретных зарисовок. Одну из запомнившихся публикаций, принадлежащую перу Ирины Королевой, мы предлагаем вниманию читателей. Ирина начала свою беседу с Марией Семеновной с просьбы рассказать о том, как проходило становление отдела спорта Казахского радио.
– Отдельной редакции спорта у нас не было. К нам спортивные новости стекались со всей страны. Активно трудились нештатные авторы, которые освещали определенные темы. Позже уже был создан спортивный отдел в редакции. Информация собиралась от собственных корреспондентов по телефону, у нас была стенографистка, которая принимала информацию, ребята выезжали на соревнования. Репортажи об играх "Кайрата" велись из многих городов СССР.
– Государство достаточно внимания уделяло спорту?
– Да, конечно. Мы все помним такие лозунги, как "Здоровье народа – богатство страны" или "От массовости – к мастерству". Так вот, это были не просто слова. Физкультуре и спорту уделялось огромное внимание. Если у нас отдельно была создана спортивная редакция, выделялись средства на командировки, значит, на это были деньги. Государство заботилось о пропаганде здорового образа жизни.
– Расскажите об освещении спортивных событий полувековой давности.
– Когда открыли каток "Медео" в начале 50-х годов, там проходили Всесоюзные соревнования. Наши корреспонденты уставали больше, чем конькобежцы. Нельзя было ударить лицом в грязь перед московскими коллегами, да и мороз давал о себе знать. Помню, не было ни одного теплого помещения. Мы все там сильно намерзлись. К тому времени на Казахском радио появились звукозаписывающие машины, и мы с места событий вели репортажи. А первый футбольный репортаж вел Виктор Третьяков, потом эстафетную палочку подхватил Володя Толчинский и комментировал матчи со стадионов "Спартак" и "Динамо". На динамовской арене высоко располагалась будка, откуда мы с ним и вещали, весь стадион было видно. Конечно, вел он, а я им руководила.
Мы с техником и звукозаписывающей машиной основательно готовились к концу игры. И когда оставалось всего пять минут, Володя начинал вести репортаж. Сообщал, сколько времени осталось до конца матча, какой счет и комментировал.
– Говорят, что голоса комментаторов узнавали мгновенно и у динамиков собиралась огромная аудитория...
– Тогда ко всему отношение было совсем иное. Это не комментаторы собирали, а вид спорта, участники, команда. Хотя и от того, кто работал у микрофона, многое зависело. В Алма-Ате стадионы "Спартак", "Динамо", а потом и "Центральный" были Меккой для любителей спорта.
– Атмосферу матчей можете описать?
– Однажды мы с нашим режиссером ходили на матч как зрители. Он мне сразу сказал: "Ты на меня не обращай внимания". И правильно сделал, что предупредил. Игроки сражались, трибуны кипели, эмоции на стадионе никто не сдерживал, люди болели от души. Когда режиссер за пультом – это один человек, а когда вне работы совершенно другой. Он соскакивал, кричал, свистел, махал руками, хлопал по плечу. Но хулиганских выходок, как у нынешних футбольных фанатов, не было никогда. Бутылки не бросали, не устраивали драк и не били судью. Могли себе позволить крикнуть "мазило" или "на мыло", но не больше. Я помню, однажды "Шахтер" играл в Караганде, кажется, с какой-то прибалтийской дружиной. И там во время матча кто-то бросил бутылку. Так это был международный скандал! А сейчас огненный шар на поле – в порядке вещей.
– Сравните нынешних комментаторов и тех, кто стоял у истоков.
– В богатстве лексикона, коэффициенте интеллекта, начитанности, знании темы у спортивных журналистов нашего поколения явное превосходство. Зато у молодежи сейчас больше шансов проявить себя – вон сколько телеканалов работает. Ребята – начинающие, и бить их по рукам нельзя, но учить необходимо, иначе из эфира в эфир мы будем слышать ляпы. Репортажи, которые я иногда слушаю, мне нравятся. Конечно, литературный уровень упал, а технические возможности возросли. О супермикрофонах и цифровых диктофонах мы даже и не мечтали. Я не хочу сказать, что сейчас все плохо. Просто уровень общий скатился донельзя. Откройте "Комсомольскую правду" – тот женился, этот разошелся, мошенники, криминальные разборки, девицы легкого поведения… Разве раньше "Комсомолка" такое писала? Она воспитывала. Статьи вырезались, авторы цитировались. Публикации в прессе вызывали колоссальный резонанс.
– Возглавляя отдел, курирующий спортивное подразделение казахстанского радио, вы в силу занимаемой должности рецензировали и оценивали работу спортивных журналистов. И комментаторов и дикторов. Вас уважительно называли "шефиней". Чья работа у микрофона вам больше импонировала?
– В Казахстане основу футбольного репортажа Володя Толчинский заложил. Он у нас в редакции не работал, но тесно с нами сотрудничал. Вел все футбольные репортажи, потом появился Абай Шарипов, Диас Омаров, Петр Держинский. В начале 60-х годов была создана спортивная редакция. Абай Шарипов и Диас Омаров вели репортажи очень хорошо, грамотно.
Диас Омаров, Владимир Толчинский – это профессионалы. О них я могу сказать, что они высококлассные профессионалы. Люди, которые относятся к своей работе с большим чувством ответственности, которые хорошо знают спорт и отлично владеют словом и необходимой терминологией.
Может быть, у Владимира Толчинского дебют у микрофона получился "сырым", но я видела, как от репортажа к репортажу зрело его мастерство. А Диас Омаров – это украшение спортивного эфира Казахстана. По тому, как он знает это дело, как относится к нему и владеет речью, можно судить о его работе. Диас, как никто другой, умеет и эстетически оценить происходящее. Ни с кем из наших казахстанских комментаторов его сравнить не могу. Отношение к Петру Держинскому у меня немножко двойственное. Он всегда очень рьяно брался за дело. Но когда вел репортажи, увлекался событиями на арене до такой степени, что нередко его мысль обрывалась на середине. Как будто забывал о чем говорит, прерывал изложенное и перескакивал на что-то другое. Но такова была его манера. Он тоже хорошо знал спорт.
Вадим Синявский, комментатор Всесоюзного радио и телевидения, первый советский спортивный комментатор. Он к нам приезжал на открытие катка "Медео", освещал соревнования, восхищался красотой наших гор. Даже в общении с ним чувствовалось, что это журналистская глыба, непревзойденный мастер. Я часто смотрю телевизор и слушаю радио, но равных Вадиму еще не встречала. Мы у него учились, как вести репортаж.
– Правда, что народ очень любил репортажи Николая Озерова?
– Не то слово. Озерова боготворили. Его протяжное "Го-о-о-о-о-л!!!" во время хоккейных репортажей эхом разносилось по всему Союзу, а классическое выражение "Такой хоккей нам не нужен…" до сих пор вспоминается. Николай Озеров – ученик Вадима Синявского. Это московские комментаторы. Николай достиг больших успехов в спорте: он – заслуженный мастер спорта по теннису, чемпион СССР. А потом снискал славу и на комментаторской стезе. Превосходный, энергичный, коммуникабельный человек. Я даже не знаю, в какой стране мира он не был. Вся необъятная родина ждала его прямых включений. Первоклассный профессионал.
– Насколько сильной в советские годы была дикторская школа?
– Диктор – не только работник радио. С его манерой говорить, умением расставлять акценты, произносить с выражением текстовые материалы ассоциировалось все радио. Конечно, специфику радио они должны были знать, построить произношение. С ними занимались артисты театра.
Раньше, чтобы стать диктором, нужно было пройти конкурс, выбирали по звучанию мужчин и женщин, чтобы у ведущей пары были созвучны голоса. Нелли Омарова, Анатолий Столбовский, Геннадий Марюхин – это же классики в своей области. Не то, что сейчас любой может сесть перед микрофоном в студии. И совсем не важно, грамотно читаешь или нет. Радио учило, воспитывало, прививало вкус, а сейчас просто развлекает. Тогда были музыкально-образовательные передачи, театр у микрофона. Сегодня этого ничего нет. Позже все это, конечно, восстановится, но на сегодняшний день картина печальная. А когда я слушаю коммерческие каналы, иногда хочется заткнуть уши. Очень надеюсь, что потом все встанет на свои места.
– Вы думаете, все будет, как раньше?
– Нет, конечно, доклады руководителей по нескольку часов читать никто не будет. Но культура вещания, творческие находки в эфире будут цениться и радиослушателями, и руководством телерадиокомпаний. Сейчас много пошлости, не остроумия, а именно пошлости. Время, время…
– Нелегко было вам, женщине, возглавлять информационный отдел?
– Я считаю, что журналистика – не женская работа. Она поглощает все. Я была заведующей редакцией, а это 12–14 часов изнурительной и тяжелой работы. Иногда пойдешь в гости, а тебя в редакцию вызывают. И что сделаешь? Ничего. Отдых откладываешь и бежишь. Но я была не самой главной, надо мной было еще много начальства.
– Сейчас все жители Казахстана просыпаются под музыкально-развлекательные программы, а раньше – под бодрый голос ведущего утренней гимнастики.
– Да! Вел ее комментатор по Всесоюзному радио. Звучало, кажется, так: "Ведет занятие преподаватель Лавров, музыкальное сопровождение – пианист Родионов". Затем следовали упражнения под четкие команды: "Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Занятия начинаем с ходьбы на месте. Раз – два – три – четыре! Выше колени!" Потом и мы начали вести гимнастику на казахском языке. Пригласили на эту программу известного пловца. У него была девочка, которая делала все упражнения, а он вслух ей считал, говорил, что делать. В это время на магнитофон записывали его голос. Но гимнастика в эфире на казахском языке не прижилась, мало просуществовала. А в СССР, по-моему, звучала в эфире до самого развала Союза.
– Вы читаете спортивную прессу? Следите за событиями в спортивном мире?
– Поверхностно. Меня интересует, что сейчас делают наши спортсмены. Кто завоевал серебряную и золотую медали. Конечно, в том, что я сейчас за этим немного слежу, сыграла свою роль работа, ведь приходилось сталкиваться со спортом, вживаться в него, понимать. Вот и втянулась. Я была любопытной и хотела быть в курсе всего. Для заведующей редакции было необходимо знать, как "Кайрат" сыграл, кто как пробежал и чего добился.
– Как по-вашему, сегодня радио достаточно освещает темы спорта?
– Я думаю, что достаточно. По крайне мере, держит болельщиков в курсе событий.
– Часто случались курьезы в вашей работе?
– Бывали, конечно. Однажды на стадионе "Спартак" я даю технику команду начинать записывать репортаж. Она вроде включила аппаратуру, я отошла наблюдать за игрой. Когда матч закончился, техник сказала, что забыла включить машину. Перепугавшись, я побежала к Володе Толчинскому и рассказала, что случилось. К счастью, он не растерялся. Сел и спокойно эти пять минут восстановил в памяти и наговорил. Все. Мы приехали, материал сдали. Утром прихожу на работу, со страхом озираюсь по сторонам и жду, что будет дальше. Но никто не заметил. Только главный редактор у меня спросил, почему Толчинский быстро вел репортаж. Я пожала плечами и промолчала. Конечно, мяча-то перед глазами не было…
В основном курьезы возникали по неопытности, когда я только начинала работать. Случалось, приедешь на интервью, возьмешь нужную информацию и уедешь, забыв спросить имя у того, с кем беседовала. Приходилось возвращаться, искать человека.
Сейчас Мария Семеновна не работает, но всегда с улыбкой вспоминает свои нелегкие и в то же время радостные трудовые годы. Многие сегодняшние журналисты даже на ведущем телеканале страны считают ее своим учителем и пользуются теми методами и приемами, которые почерпнули у главного редактора информационных программ Казахского радио Марии Семеновны Лебедевой.
25.10.2019 3529 1 Добавить в личный кабинет
Автор: sportinfo.kz Рубрика: Казахстан Категория: Казахстанские Тематика: Другие
Теги: Мария Семенова, Султангали Каратаев, Диас Омаров, Умирзак Жолымбетов, Петр Деражинский, День Радио, День защитника Отечества, казахское радио, Королева Ирина, Евстафий Пехлеваниди, Анатолий Ионкин, Владимир Асылбаев, Мария Семеновна Лебедева
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus