Россия не смогла обыграть Алжир, несмотря на ранний гол Кокорина. Наша команда едет домой, не одержав ни одной победы на ЧМ-2014.
Все или ничего. Сейчас или никогда. Со щитом или на щите. Российские футболисты должны были выбирать. Несмотря на то, что в предыдущих двух матчах наша сборная не подарила болельщикам праздника, у нее еще был шанс исправиться. Ударив по болельщицкой надежде в концовке матча с Бельгией, госпожа Фортуна через три часа вернула должок, оставив Россию хозяйкой собственной судьбы.
Тогда, четыре дня назад, мы всей душой болели за Алжир в матче с Кореей. Восхищались задором, стремлением и настроем этой африканской команды. Ее заключительный матч с Россией в мыслях как бы оставляли на потом. Надеясь в глубине души, что наша команда в последний момент все-таки опомнится и покажет себя. И мы забудем и про невзрачную игру с Кореей, и про обиднейшую концовку встречи.
Капитан сборной России Василий Березуцкий заявил перед игрой: "Мы постараемся выложиться на все 300 процентов, чтобы у болельщиков не было ни одного вопроса по поводу нашего отношения к делу". В эти слова очень хотелось верить. И ждать, что ребята оправдают их на деле.
Фабио Капелло наконец-то сделал то, о необходимости чего "так долго твердили большевики" – выпустил в стартовом составе Александра Кержакова. Но не вместо Кокорина, выглядевшего не лучшим образом в первых двух матчах, а вместе с ним. В стартовом составе Александр заменил Максима Канунникова. Больше замен по сравнению с матчем против Бельгии в нашем составе не было. А фамилию Кержакова российские болельщики, добравшиеся до Куритибы, встретили восторженным ревом.
Игру наши начали с предельной концентрацией. Видно было, что они действительно настроены по максимуму отрабатывать в каждом эпизоде. Готовность бороться за каждый мяч, высокий прессинг на чужой половине поля, компактность – эти моменты в действиях российской команды внушали оптимизм.
На 6-й минуте в матче случилось, казалось бы, не очень значительное событие. Из-за рассечения поле покинул правый полузащитник алжирской команды Софьян Фегули. Но этот момент оказал очень серьезное влияние на дальнейший ход событий. Пока самому известному футболисту в составе соперников оказывали помощь (любопытно, что происходило это в нашей технической зоне), россияне провели резкую атаку. Комбаров проскочил по бесхозной бровке и, получив пас от Файзулина, вырезал мяч в центр – на Кокорина. А тот своим шансом распорядился мастерски.
Есть ранний гол, такой нужный для нас! Александр пробил на порядок точней, чем в схожем эпизоде матча с Бельгией – точно в девятку. У Раиса Мболи не было ни единого шанса спасти свою команду. А Кокорин помчался праздновать гол с жестом Аршавина – пальцем, прислоненным к губам. Возможно, он адресовался болельщикам сборной России. Их на матче было ощутимо больше чем наших, и объявление стартового состава россиян они, например, отчаянно освистали.
Таким образом, сборная России впервые на этом чемпионате мира повела в счете. Волновало другое – как команда будет действовать дальше: попытается развить добытое преимущество или закроется, сделав ставку на контратаки.
Впрочем, многое зависело и от соперника. Алжир на пропущенный гол ответил своей пятиминуткой активности. Наши сдержали этот натиск, а потом сами вновь пошли вперед. Вроде бы желания уходить в глухую оборону у них не было. И это радовало. Отдавать инициативу, когда не сыграно еще и четверти матча, было бы стратегически неправильно.
По-настоящему опасных моментов вплоть до середины первого тайма больше создано не было. Были острые подходы к воротам, но на этапе последнего паса атаки глохли как у нас, так и у алжирцев. Обратила на себя внимание игра резкого и взрывного левого крайка африканской команды – Абделмумена Джабу. Он несколько раз проскакивал за спину Алексею Козлову и имел возможность для опаснейших подач. Слава богу, что угроза каждый раз проходила стороной – пас Джабу цели не достигали.
У россиян запомнился дальний выстрел Шатова. Мяч полетел с наклевом и самую малость разминулся с крестовиной. Алжирцы ответили опаснейшим ударом головой в исполнении Слимани, который в акробатическом прыжке отбил Акинфеев. Правда, судьи в этом эпизоде усмотрели офсайд.
На какое-то время россияне сели в оборону, и это вызвало тревогу. Алжир очень основательно нагнетал давление. Причем потенциальная острота могла прийти из любой зоны. Соперники пробовали разные пути к воротам Акинфеева – комбинировали на подступах к штрафной, использовали диагонали на фланги. Пара раз острота возникла после стандартов. Но до перерыва с этими попытками взломать нашу оборону мы справились. Счет 1:0 Россию полностью устраивал. Оставалось ждать, какую установку даст за время паузы Капелло.
В перерыве к нам подошел известный израильский тренер Авраам Грант, хорошо знакомый с моим коллегой Игорем Рабинером, и поделился своим мнение о ходе игры. "Россия сегодня играет умно, – заявил он. – Это нельзя назвать великим футболом, но умным – можно. Футболисты вовремя врываются в свободные зоны и создают острые моменты. Но нужно забивать второй мяч, потому что спокойствия у своих ворот нет. Временного преимущества в один мяч может не хватить. Линия обороны опускается слишком низко, и я могу понять, почему – центральные защитники не слишком быстры и боятся пропустить соперников за спину. Тем не менее, эта игра слишком близко к своим воротам может россиянам дорого обойтись".
В перерыве Фабио Капелло произвел одну, но очень важную с точки зрения позиции замену – Дениса Глушакова в опорной зоне заменил Игорь Денисов. Видимо, Капелло не устроило как раз то, как Денис помогал своим центральным защитникам.
А сама вторая половина встречи началась с супермомента у россиян. Едва не состоялся второй гол в ворота Алжира, о необходимости которого в перерыве говорил Грант. Файзулин здорово отдал в отрыв на Самедова, тот обыгрался в стенку с Кокориным и выскочил один на один с Мболи. Увы, в этом моменте нам не повезло: Александр угодил мячом в корпус выскочившего ему навстречу вратаря.
Российские сектора затянули: русские, вперед! Преимущество в счете очень не помешало бы развить. Тем более что Бельгия в параллельном матче осталась в меньшинстве, а победа с разницей в два мяча выводила из группы Корею.
Но и Алжир был настроен предельно боевито. В одном из моментов нашу команду выручил Игнашевич, проводивший сотый матч за сборную России. Старожил нашей команды головой снял мяч с головы соперника. Очень обеспокоило то, что за короткий момент по карточке получили оба наших крайних защитника – Комбаров и Козлов. А после штрафного, назначенного за фол со стороны последнего, мы вдобавок пропустили.
Слимани занял грамотную позицию на дальней штанге и перепрыгнул защитников, а Акинфеев до мяча не добрался. Счет сравнялся. И нам снова в обязательном порядке нужно было забивать.
После этого Капелло наконец-то решил выпустить на поле креативщика Дзагоева. Алан заменил Шатова, который во втором тайме был не слишком заметен.
И Россия отправилась забивать. Опасно бил с правого края Кержаков – мяч намертво взял Мболи. Пытался пробить алжирскую стену Кокорин, но угодил в защитников. Остро прокидывал мяч на Дзагоева Самедов – Алан пропустил его под ногой. Хотя мог выходить один на один с Мболи.
Алжир, впрочем, не зажимался. Команда пыталась вернуть себе контроль над мячом, и у нее это периодами очень неплохо получалось. А время таяло. Вдобавок мешал скользкий газон, по которому скользили ноги игроков.
Правом последней замены Капелло воспользовался за 10 минут до конца матча. Кержакова заменил Канунников. Наши пытались сбиться на навал, но впереди ощутимо не хватало форварда-столба. К тому алжирцы, как могли, тянули время.
И дотянули. А мы, увы, заканчиваем этот чемпионат. Вроде бы в последних двух матчах смотрелись неплохо, но для турнира такого уровня этого "вроде бы", к сожалению, мало.