Бельгия очаровывает футбольный мир уже не первый год. Алжир даже Африку не успел толком заставить себя зауважать. Условное первое место среди североафриканских сборных – единственное достижение нынешней алжирской сборной. Софьян Фегули, Фаузи Гулам, Сафир Таидер – список заметных фигур у алжирцев в разы короче бельгийского. Но имена сами по себе не играют. А вот есть ли у Бельгии команда, готовая решать разные задачи на самом высоком уровне – по-прежнему вопрос.
Накануне, во время матча Германия – Португалия мы разговорились с бельгийским коллегой, и в ответ на вопрос о возможных проблемах его команды, он назвал одну – молодость и отсутствие опыта у тренера, Марка Вильмотса. "Команды очень часто бывают похожими на своих тренеров. Тем более что и игроков ярких, но пока еще очень молодых – у нас полсостава", – резюмировал бельгиец.
Изначально, впрочем, задача "красных дьяволов" была простой: наладить атаку, ведь в том, что Алжир отдаст инициативу, сомнений быть не могло. Минут десять ушло у бельгийцев на то, чтобы присмотреться к сопернику, потом началось давление. В нем, надо сказать, просматривались "немецкие тона" (родственные души как-никак – одни флаги чего стоят). Вся передняя линия – от нашего питерского Акселя Витселя до главной бельгийской звезды Эдена Азара – двигалась как на шарнирах, выбирая более удобные позиции для развития атаки. Впрочем, отличий от атакующей игры немцев хватает: во-первых, вместо "ложной девятки", Марио Гетце, у Бельгии девятка настоящая – Лукаку, и его перемещений по фронту атаки явно не хватает, чтобы как следует запутать защиту соперника. А, во-вторых, и в главных – качеством каждый из бельгийцев уступает соответствующему игроку из сборной Германии (за исключением, может быть, Азара, которому, впрочем, не подберешь аналога – он просто белая ворона). Поэтому и ошибок больше, и непродуманных решений, и потерь. А, значит, и давление не выходит таким обескураживающим…
Вот и перешли потихоньку бельгийцы к самостоятельным действиям. Кевин де Брейне, играющий изначально на правом фланге, начал перетаскивать на себя одеяло атаки, задумывая какие-то замысловатые комбинации. А Витсель, который долго словно бы принюхивался к участию в нападении, вдруг взял, да и ахнул по воротам с 25 метров – М'боли едва руки успел выставить. Но ясной картины по-прежнему не было.
Между тем, все это время казалось, что Алжир может забить только случайно. Пожалуй, оно случайно и получилось. Контратаку втроем против четверых завершить голевым моментом удается нечасто. Но ведь мы же предупреждали… Гулам недаром играет за "Наполи", причем со второй половины прошедшего сезона регулярно в стартовом составе, а Фегули уже давно входит в обойму лидеров "Валенсии". Левый защитник на ходу выбрал удобную точку для подачи и отправил мяч через штрафную, а десятый номер алжирцев ускользнул от угловатого Яна Вертонгена и буквально заставил того фолить. Бельгийцы еще спасибо могут сказать мексиканскому судье Родригесу, который ограничился желтой карточкой. С точки подошел сам Фегули и, дождавшись движения Тибо Куртуа, пробил по центру.
К оценке алжирской голевой атаки нужно добавить и отсутствие на своем месте Тоби Алдервейрелда. Первые 15 минут правый защитник бельгийцев был едва ли не самой заметной фигурой, постоянно перебираясь на чужую половину поля. Да как-то, видимо, к ней и прикипел. У бельгийцев вообще в обороне играют четыре центральных защитника – я имею в виду типологию и основной игровой опыт. И этим при правильной подготовке можно очень неплохо воспользоваться.
Ответ бельгийцев стремительным не получился. Красная нить стартового тура чемпионата – торжество атаки. И – как следствие – очень слабые результаты приверженцев оборонительной модели. Ни разу еще счет 1:0 не приводил к успеху команды, которые изменяли своей игре. Но тут иная изначальная ситуация: Алжир и без этого гола сидел бы в своей штрафной. Как Карлсон, который, выбрав большой засахаренный орешек, ответил на упрек Малыша в невоспитанности: "Ну, вот ты бы, выбирая первым, какой орешек взял бы? Маленький? Так он тебе и достался".
В общем, бельгийцам достались и игра всеми силами на чужой половине, к которой еще нужно иметь навык, и счет – 0:1. И бельгийцы надолго потерялись. Удары издали – еще пару раз Витселя, Вертонгена со штрафного и совсем уже близко к перерыву – Насера Шадли выглядели отчаянными. Разнообразие перемещений осталось прежним, но все чаще бельгийцы натыкались на соперников, причем не только потому, что соперник заиграл плотнее, но и потому что сами бельгийцы принимали судорожные решения.
Лишь однажды бельгийская часть трибун радостно вдохнула в ожидании приятных новостей: когда разыграв скрещивание с Дембеле, Азар оказался у штрафной, отдал мяч Шадли и тут же открылся под скрытый пас. Но партнер не понял или просто пожадничал.
Вильмотсу уже в первом матче турнира пришлось доказывать свою состоятельность. Это был тот самый случай, когда игру можно и нужно тормошить заменами. С первых минут Марк бросил в бой вместо жадного Шадли гиперактивного Мертенса, а чуть погодя, сменил центрфорварда: вместо Лукаку вышел фактурно похожий на него, но совсем юный, 19-летний Дивок Ориги. Мертенсу, чтобы освоиться, хватило пары минут: вот он уже и угловые со штрафными подает, вот рвется к воротам по правому флангу, который он занял, оттеснив Де Брейне на позицию второго нападающего. Ориги же разбирался, что к чему подольше. Да и вообще Бельгия минуты с 55-й немного притормозила, даже позволив Алжиру создать пару моментов. Фегули пару раз очень технично разбирался в эпизодах, команда его очень ритмично поддерживала, и однажды, когда после углового бил высокий опорный хавбек Карл Меджани, у бельгийских болельщиков душа ушла в пятки…
Не видя резона тянуть до последнего, Вильмотс еще до экватора тайма делает последнюю замену, выпуская вместо Дембеле Маруана Феллайни и таким образом придумывая уже третье амплуа Кевину де Брейне. Обладатель самой роскошной шевелюры турнира Феллайни, на фоне которого Витсель смотрится как Артемон на фоне Бонифация, идет в атаку, оставляя белокурого седьмого номера в центральной зоне в компании, собственно, Витселя. Через полминуты едва не играет предыдущая замена: Ориги, показав какую-то умопомрачительную скорость, опережает центральных защитников – Халлиша и Бугерру, но бьет низом прямо во вратаря. И почти сразу играет ставка "ва-банк": третья замена оказывается решающей, причем пас на штрафную на Феллайни делает Де Брейне, и это подчеркивает точность хода бельгийского тренера.
Де Брейне и вовсе превращается в дирижера игры "красных дьяволов": именно он, а не Азар и не Мертенс придумывает и начинает большинство атак. Но роли тех двоих менее важными не становятся. Азару, кажется, можно отдать любой пас, даже самый неудобный – он все равно получит и обработает мяч, а вот его передачи, как правило, будут безупречными. Мертенс же остается человеком-гранатой, игроком-взрывом. Втроем они и сочиняют победный гол. Де Брейне подкарауливает лишний финт подуставшего и оттого начавшего возиться с мячом Фегули, играет вертикально на Азара, тот разрывает дистанцию и выдает идеальный пас Мертенсу. Удар последнего – как последнее слово в неприятном разговоре – суров и убедителен. И, хотя играть остается около десяти минут, забить еще один мяч могут только бельгийцы.
Вновь результативная игра, вновь волевая победа и торжество атаки, но еще ни разу на нынешнем турнире не было такого влияния на результат игроков, вышедших на замену. Марк Вильмотс представил публике первые доказательства своего уровня. Возможно, это еще не тот высочайший уровень, о котором пекся накануне бельгийский журналист. Слово за сборной России…