Сборные Ирана и Нигерии ни разу в новом веке не побеждали на чемпионате мира. Они и разыграли первую ничью ЧМ-2014.
Вот как бывает: команды являются ближайшими соседями в виртуальной квалификации, а в реальной жизни практически не пересекаются. Сборные Ирана и Нигерии, 43-й и 44-й номера рейтинга ФИФА соответственно, ярчайшее тому подтверждение. Единственный раз их пути-дороги пересеклись в январе 1998 года в рамках товарищеского турнира в Гонконге, а на официальном уровне они до сих пор не сталкивались вовсе. В понедельник в бразильской Куритибе посланцы Азии и Африки этот пробел в совместной истории наконец-то устранили.
Для европейского болельщика, на другие континенты поглядывающего час от часу и мельком, обе команды в значительной степени представляются темными лошадками. Тем не менее, в каждой из них обнаружились неплохо знакомые нашему человеку персонажи.
Вратарь иранцев Хагиги, например, два года состоял в штате казанского "Рубина". И хотя глубинный смысл его приобретения так и остался загадкой (в РФПЛ Алиреза не сыграл ни минуты), в число обладателей Кубка и Суперкубка России он все же затесался. В Бразилию Хагиги приехал в статусе кипера заштатного "Спортинга" из Ковильяна (вторая лига Португалии) и неожиданно начал турнир основным вратарем сборной.
В свою очередь Стивен Кеши сразу снарядил в бой бывшего спартаковца Эменике и нынешнего "армейца" Мусу. В Премьер-лиге они по понятным причинам проверить мастерство Хагиги не могли. Мундиаль им такую возможность дал. В то же время уроженцу Ташкента, воспитаннику "КамАЗа" и экс-форварду "Локомотива" Питеру Одемвингие места в основе "суперорлов" на сей раз не нашлось.
То, что заскучать Хагиги действующие чемпионы Африки не дадут, стало ясно с первых минут. Нигерийцы сразу обозначили свою активную игровую позицию и без раскачки приступили к обстрелу чужих ворот. Трех минут матча не прошло, как Мозес впервые за вечер подключил к игре чужого вратаря. Тот с плотным ударом нигерийского "ливерпульца" справился. Муса, игравший не совсем привычную роль правого хавбека, своим первым моментом распорядился эффективнее. Но поскольку сделал это дважды чемпион России после "фола в нападении" Микела, эквадорский рефери Родригес взятие ворот с чистой совестью отменил. Пытался вывести на удар давнего знакомца Эменике, но защитник сборной Ирана не подпустил Мусу к мячу. Собственно, на этом стартовый порыв "суперорлов" и угас. Иранцы за это времени не создали впереди ничего. Вообще ничего.
В середине первого тайма и без того обильный перечень травмированных за день исполнителей (Алмейда, Коэнтрау, Хуммельс) пополнил нигерийский защитник Обоабона. После оказания первой медицинской помощи Годфри все ж вернулся на поляну – но лишь для того, чтобы окончательно удостовериться в собственной неспособности продолжить матч и дать возможность экстренно переодеться и разогреться коллеге Йобо.
Спустя несколько минут африканцев едва не постигла еще большая неприятность. Полчаса с лишком не показывались в гостях у Эньямы иранские игроки, а когда наконец-то изыскали возможность для завершающего удара – запросто могли открыть счет. От гола Гооханнеяда после розыгрыша корнера делегата Черного континента спас чудесный сейв многоопытного Эньямы.
Был до перерыва один убойный стандарт и у нигерийцев. Хитрец Муса, исполняя штрафной с левого края поля, обманул, похоже, всех людей в чужой штрафной, включая Хагиги. Вместо напрашивавшегося навеса он врезал по воротам, вынудив Алирезу спешно возвращаться в уже оставленный угол и судорожно выцарапывать оттуда мяч. Успел, справился.
После отдыха иранцы ринулись было вперед, но после неточного удара все того же Гооханнеяда вновь сгруппировались на своей половине поля, всем видом давая понять, что несильно огорчатся ничьей. Может быть, даже втихомолку порадуются.
Кеши заменой Мозеса на Амеоби попытался растормошить собственную атаку, сбившуюся на слишком уж академичный футбол. Однако оригинальных решений в нигерийском наступлении по-прежнему недоставало. Эменике, допустим, за час игры ни разу не получил передачу на действительно перспективной позиции.
Неудивительно, что и третья замена африканцев была направлена на атаку. За полтайма до финального свистка на поле наконец-то отправился Одемвингие (вместо Азиза). Количество штатных нападающих в зеленых майках на поле такого же цвета возросло до четырех. Увы, в качество это количество не перешло. Был момент у Одемвингие, да и тот ничем путным не закончился. Судья ошибочно зафиксировал у Питера игру рукой. Впрочем, даже после свистка тот пальнул мимо.
Сборные Нигерии и Ирана с 1998 года не побеждали на "мире", поэтому эта ничья вряд ли кого-то сильно удивила. Должна же она была рано или поздно в Бразилии случиться – и вот, пожалуйста.