Александр Винокуров: «Астана» обходится в $15-17 млн в год
В конце июля Винченцо Нибали, итальянский профессиональный шоссейный велогонщик, выступающий за команду «Астана», выиграл Tour de France. Испанец Альберто
F: Александр, сравните, пожалуйста, этих двух лидеров нашей команды –прошлого, Альберто Контадора, и нынешнего, Винченцо Нибали. Что каждый привнес в команду?
– Они - лидеры по натуре. Альберто выиграл для нас и Giro d’Italia, и испанскую Vuelta в 2008. Его триумф – это 2009, когда он второй раз выиграл Tour de France. Он постоянно, в любой гонке стартовал на победу. Винченцо - тоже такой: если стартует - борется за победу. Это, наверное, в генах - что у одного, что у второго.
Каждый придал команде импульс побед, повлиял на имидж нашей команды. После скандалов (допинговых. - F) в 2007 Контадор, одерживая победы в 2008, поднял команду на тот же уровень, где мы были до этого.
В начале года, перед нынешним Tour de France, было много критики в адрес Винченцо, что он где-то не выигрывает. Но мы тренировались, и он сначала победил в национальном чемпионате Италии. Для него это было важно - как для гонщика, как для лидера, потому что это была первая в его карьере победа в национальном чемпионате на своей родине. Затем, когда Винченцо выиграл второй этап Tour de France, мы поняли, что он набрал нужную форму, и это подтвердилось его победой во всей гонке. Винченцо стал одним из шести гонщиков в мире, который выиграл все три Гранд-тура, за всю столетнюю историю профессионального велоспорта.
F: В команде «Астана» много иностранцев. У нас своих талантов не хватает?
– В любой профессиональной команде есть иностранные гонщики, и это нормально. Когда мы начали строить «Астану», перед нами поставили главную задачу – сделать нашу страну узнаваемой во всем мире, работать на имидж Казахстана. Второй задачей было развитие казахстанского велоспорта, поиск своего чемпиона, который смог бы побороться за победу на Tour de France. К сожалению, с самого старта одними казахстанскими мальчиками, без привлечения иностранных гонщиков, консультантов и т.д., мы бы не справились.
Если стоит задача сделать велоспорт массовым, то, конечно, можно набрать здесь команды. У меня есть континентальная команда Vino Forever, которую мы стартанули в прошлом году в конце сезона. Там катаются ребята, почти все из Северо-Казахстанской области, их возраст от 19 до 22 лет. Они выигрывают гонки на уровне СНГ и Азии, вот их потолок.
«Пока среди казахстанцев не вижу того, кто смог бы выиграть Tour de France»
F: Есть ли возможность воспитать из наших ребят тех, кто бы выиграл Tour deFrance?
– Конечно, есть. Сегодня у нас 10-11 казахстанских ребят в команде, которые растут с такими чемпионами, как Нибали. Когда я начинал, такого не было. Поэтому я набирался опыта в иностранных командах, работая на таких лидеров, как немец Ян Ульрих. Потом, когда вырос, под нас смогли сделать команду, и уже сам выиграл Vuelta в 2002.
Дмитрий Фованов, спортивный директор команды, сам в прошлом профессиональный гонщик, плотно занимается нашими ребятами. Они пока выиграли чемпионат Азии, который впервые проходил в Казахстане: там мы взяли все золотые медали. Алексей Луценко выиграл чемпионат мира среди любителей до 20 лет. Это произошло в 2012, в тот же год, когда я победил на Олимпийских играх. В истории Казахстана такое случилось в первый раз, чтобы две такие победы мы одержали за один год. Алексей перешел в команду «Астана», у него есть потенциал. Вскоре он, наверное, сможет нас приятно удивить, выиграть однодневные гонки. Сейчас готовится к Олимпийским играм-2016.
Мы работаем с ребятами, но пока, скажу честно, того, кто смог бы выиграть Tour de France, я не вижу. Наверное, такой чемпион рождается раз в 20-30 лет, ведь в мире можно по пальцам пересчитать людей, кто способен выиграть французскую веломногодневку.
F: Говорят, если повышать инвестиционную привлекательность национального велоспорта, тогда наши гонщики будут показывать отличные результаты. Но как ее можно повысить?
– Над этим работает Федерация велосипедного спорта. В задачи исполнительного директора федерации Дмитрия Муравьева входит привлечение спонсоров, которым выгодно, что мы на свою форму наносим их эмблемы.
В этом году к нам пришел частный спонсор – Raimbek Group, его эмблему мы повесили на левом плече. Годом ранее добавилась компания Astana Motors. Я благодарю Нурлана (Смагулова, основателя и президента Astana Group. – F) за это. Он сам включился, сел на велосипед, полюбил велоспорт и с радостью вкладывает деньги в этот вид спорта. Может быть, это не приносит ему большой отдачи в плане продаж автомобилей. Но весь мир видит эмблему Astana Motors на наших велотрусах, когда команду показывают, допустим, по телеканалу Eurosport.
Спонсоры нам помогают поддерживать велоспорт как массовый вид спорта. В прошлом году я открыл общественный фонд (имени олимпийского чемпиона Александра Винокурова. – F) для развития и поддержки спорта в Казахстане. С помощью денег, которые привлекаются в фонд, мы помогаем решать проблемы, которые есть в каждой области, - например, с инвентарем. Материально поддерживаем молодых тренеров, которые не готовы работать с детьми за 30 тыс. тенге в месяц.
Для популяризации нашего спорта привозим в страну тех, кто может стать примером для подражания. К концу августа в Астану и Алматы приедет Винченцо Нибали, чтобы детишки смогли на него посмотреть, задать вопросы. У нас был подобный опыт, когда в 2010 по моему приглашению в велопробеге в Алматы принял участие Эдди Меркс. Это уникальный человек, легенда велоспорта - как Пеле в футболе. Он пятикратный победитель Tour de France, Giro d’Italia, Vuelta, за всю карьеру он одержал более 500 побед. Когда Меркс начинал, его имя я видел только в книжках или газетах. Позже мне посчастливилось познакомиться с ним лично. Мы дружим, иногда вместе катаемся. Если у Эдди все будет хорошо со здоровьем, постараюсь привезти его на «Тур Алматы».
«Раньше задавали вопросы про «Астану»: “Что это за спонсор, что это за банк?”»
F: Сколько ежегодно стоит содержать велокоманду «Астана»?
– Немного – $15-17 млн. Наш основной спонсор – ФНБ «Самрук-Казына», то есть фактически это народные деньги. Но мы оправдываем вложения. В этом году на Tour de France «Астана» с первого этапа шла впереди, со второго у нас уже была желтая майка лидера. Комментаторы только и говорили: «Астана, Астана». Так продолжался весь 21 день гонки. Кто занимается рекламой, знает, что одна минута на ТВ может стоить $20-50 тыс. А про нас говорили по 5 часов в прямом эфире. Мы себя окупили только за один Tour de France.
Мы достигли цели – нашу команду узнают повсеместно. Раньше задавали вопросы про «Астану»: «Что это за спонсор, что это за банк?» Сейчас (я это сам слышал, когда смотрел французское телевидение) комментаторы говорят, что Астану знают во всем мире, что это столица нашей молодой республики.
F: Мы все наслышаны о гонорарах футболистов. А сколько получают лидеры велокоманды «Астана»?
– У велосипедистов, к сожалению, таких гонораров, как у футболистов, нет. Это адский труд, если сравнивать с футболом, но не настолько прибыльный. Если взять «Барселону», то у них бюджет $400 млн - как у 18 команд Pro Tour, вместе взятых. Соответственно, и гонорары у гонщиков намного меньше.
Зато это бесплатный вид спорта для болельщиков, которые могут встать возле дороги и поболеть за своих кумиров. И всё проходит без агрессии. Стоят голландцы, рядом с ними наши друзья за «Астану» переживают, и нет никаких конфликтов. Перед стартом можно подойти к автобусу и взять у гонщиков автограф, а если посчастливится - то и сфотографироваться. Футболистов же, как и пилотов Formula 1, болельщики видят только на расстоянии 50-100 метров.
«Если чемпионат мира пройдет достойно, то можно делать заявку на Tour de France»
F: В июле президент Федерации велоспорта Кайрат Келимбетов заявил, что Казахстан будет претендовать на проведение стартовых этапов Tour de France. На ваш взгляд, у нас есть шансы?
– 27 июля, когда был последний этап Tour de France, мы стояли с Кайратом Нематовичем на подиуме в Париже и ждали гонщиков. Там мы познакомились с хозяйкой ASO, которой принадлежит Tour de France. Я в шутку сказал: «Почему бы Tour de France когда-нибудь не стартануть в Казахстане?» Кайрат Нематович меня поддержал. Она по-доброму засмеялась.
Конечно, всё возможно, но это планы, их сложно реализовать даже по логистике. Хотя организатор от этого выиграет. Нынешний старт был в Лидсе. Это город на севере Англии. Красивый, но наверняка там мало туристов. Я слышал по радио, что за счет туристов Лидс за один день старта заработал столько, сколько зарабатывает за 3 месяца. То есть, если к нам приедет миллион болельщиков и каждый оставит по $1 тыс., то страна заработает.
Однако сегодня у Федерации велоспорта другие задачи. В следующем году надо провести чемпионат мира среди юниоров (он пройдет в Казахстане впервые) и «Тур Астаны». Мы также не выпускаем из поля зрения такие масштабные события, как «взрослый» чемпионат мира. Мировые первенства на ближайшие годы уже расписаны, но на 2017-2018 мы сможем подать заявку. Если Международную федерацию велоспорта всё устроит, то принять чемпионат мира сможем. А если он пройдет достойно, то можно делать заявку и на Tour de France.
К слову, в Астане - шикарный трек, один из топовых проектов в мире. Мы уже проводили там этап Кубка мира. Когда приезжал президент Международной федерации велоспорта, он восхищался, что «в комплекте» с треком идет гостиница, бассейн, спортзалы: ведь иногда возле велотреков нет соответствующей инфраструктуры. Спасибо нашему правительству, нашему президенту, что уделают большое внимание спорту. И мы видим результаты этого внимания: я бы не добился успехов в Лондоне, если бы не было команды «Астана».
«Сложно назвать велосипед Vino казахстанским»
F: В июне в Алматы вы презентовали велосипед Vino. Почему решили создать казахстанский велосипед?
– Казахстанским сложно его назвать. Сегодня лить рамы в Казахстане невозможно: льем их в Тайване, как и весь мир. Но собирать, красить можно и здесь. Сейчас инвестор Николай Абрамович Проскурин (бывший вице-президент Федерации велоспорта. – F) ставит в Алматы или под Алматы маленький завод, чтобы собирать и красить велосипеды. Надеюсь, в конце года уже начнем это делать.
Сама идея пришла после моей победы на Олимпийских играх. Казахстанский бренд Vino стал узнаваем во всем мире, поэтому решил его продвигать, сделать так, чтобы мое имя работало на меня.
Конкурировать с такими «монстрами», как Trek, Specialized, на велосипедах которых мы катаемся, невозможно. Но мы можем пересадить казахстанцев на нормальный велосипед, который не станет ломаться, будет лучше, чем китайский, с оптимальным соотношением «цена-качество». Он будет дешевле, но не хуже, чем американские велосипеды, которые стоят €5-6 тыс. Наш алюминиевый велосипед будет стоить максимум $1 тыс., карбоновый - до $2 тыс.
F: Когда они появятся в продаже?
– Весной следующего года мы уже сможем предоставить большую линейку, начиная с детских велосипедов. Сейчас в очередь за Vino записалось более 100 человек, которые готовы за эту цены купить велосипеды и тем самым поддержать отечественную марку.
F: Сколько в год, по вашим подсчетам, вы будете продавать?
– Сложно сказать. Николай Проскурин хочет выйти на 10-12 тыс. в год. Но всё это в Казахстане не сможем продавать, поэтому надо будет выходить на ближнее зарубежье. В любом случае я это не рассматриваю как основной заработок. Это пока хобби.
F: Вы уже опробовали Vino в Алматы на июньском велопробеге, которым поддержали заявку на проведение зимней Олимпиады-2022 в Казахстане. Как вам самому этот велосипед?
– Я считаю, достойный велосипед, резвый, надежный и, как мы говорим, жёсткий, то есть чувствуешь себя в нем комфортно. Я даже поднимался на нем на Медео. Не ощутил большой разницы между ним и велосипедами известных мировых марок.
«У Алматы есть реальные шансы победить Осло и Пекин»
F: Вы вошли в число послов, которые будут ездить по миру и бороться за то, чтобы Алматы получил возможность проводить зимние Олимпийские игры-2022. Как вы оцениваете наши перспективы?
– У нас есть реальные шансы победить в борьбе с Осло и Пекином.
F: Как думаете, окупится это мероприятие? Ведь с Азиаду нам не получилось «отбить».
– Азиада - не такое привлекательное мероприятие, как Олимпиада. Может, до окупаемости не дойдем, но в любом случае туристы будут приезжать и оставлять в стране деньги. К тому же остаются все спортивные комплексы, которых сегодня не хватает.
Я мечтаю построить велотрек на Медео, который будет пользоваться мировой популярностью. По-моему, в мире сейчас есть только один трек на подобной высоте – в Колумбии. Мы знаем, что после подготовки не в низине, а на высокогорье, где разреженный воздух, спортсмены показывают более высокие результаты. Если построим, то гонщики будут стоять в очереди, чтобы попасть туда.
Сколько Винокурову приносит реклама?
F: В ролике Beeline вас можно увидеть в инвалидной коляске, из которой вы с трудом встаете. С вами на самом деле такое было?
– Да, это реальная история, они на этом и сыграли. Я упал в 2011 году, сломал бедро, недели две провел в коляске, было тяжелое выздоровление, я в буквальном смысле заново учился ходить, но через год я выиграл Олимпийские игры.
F: Сколько вам приносит реклама?
– Раньше, в 2000-е говорили: «Сфотографируйтесь у нас, вы будете на билборде, вам будет приятно», но контракты отказывались заключать. Сегодня к этому уже по-другому относятся, готовы платить. Но таких проектов мало. Надо бы, чтобы лица наших спортсменов стали более узнаваемыми.
Я снялся в рекламе Asu, Beeline, в прошлом году участвовал в рекламной кампании Hyundai, за которую мне заплатили $50 тыс. Не бешеные деньги, если сравнивать с футболом или Голливудом. Но если что-то нужно для государства, то я всегда работаю бескорыстно.
09.08.2014 1192 0 Добавить в личный кабинет
Автор: sportinfo.kz Рубрика: Велоспорт Категория: Мировые Тематика: Велоспорт
Теги: Велоспорт, Тур де Франс, Астана, Александр Винокуров, Винченцо Нибали
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus