Юбилей самой, наверное, громкой победы в истории украинского футбола.
Победитель Кубка чемпионов "Бавария" против обладателя Кубка кубков "Динамо" – в розыгрыше Суперкубка-1975, который состоял из двух матчей, немцы считались фаворитами. Но только до первого матча, в Мюнхене. Динамовцы там играли без Матвиенко, Мунтяна, Веремеева и Онищенко – но поддержали, как тогда говорили, знамя советского спорта. Победа – 1:0 благодаря чудо-голу Блохина: наш форвард в одиночку разобрался со всей защитой мюнхенцев!
Перед ответкой 6 октября соперники поменялись ролями: фаворитом уже была команда Лобановского и Базилевича, а команда Крамера прибыла в Киев без нескольких ведущих игроков – Мюллера, Хеннеса, Андерссона, да и подуставшей – в среду сыграла в КЕЧ, в субботу в чемпионате ФРГ, в воскресенье прилетела в Киев, а в понедельник ее ждала встреча с "Динамо".
Матч вызвал запредельный ажиотаж – при 100-тысячной вместительности Центрального стадиона (ныне – НСК "Олимпийский") на билеты поступило 650 тысяч заявок! Киевляне снова заслуженно победили – 2:0, и снова оба гола забил Блохин. В конце первого тайма он вышел один на один с Майером, и ударом с острого угла открыл счет. А вскоре, после перерыва, отважился на удар с, казалось, безнадежного штрафного (далековато, да и точка не его), но стенка "Баварии" внезапно развалилась – и, похоже, как раз в том месте, где находился сам Беккенбауэр...
Михаил Фоменко – ныне главный тренер сборной Украины, а в том мачте капитан киевлян – вместе с Анатолием Коньковым понесли почетный трофей по стадиону, и на Крещатике до утра продолжался праздник. А Олег Блохин в том году был признан лучшим футболистом Европы, в голосовании на "Золотой мяч" обогнав как раз Беккенбауэра.
Кстати, тот розыгрыш Суперкубка был всего вторым, санкционированным УЕФА. "Бавария" этот трофей выиграла лишь в 2013-м, с четвертой попытки. Хотя сам кубок теперь уже другой, втрое легче (весит 11 кг). Да и формат сократился до одного матча на нейтральном поле. При этом киевские сто тысяч зрителей 6 октября 1975 до сих пор держат рекорд посещаемости Суперкубка.
Больше украинские клубы Суперчашу Европы не выигрывали, хотя подходы были – но "Динамо" в 1986-м уступило румынской "Стяуа", а "Шахтер" в 2009-м – "Барселоне".
Погребняк: "У Щербицкого в глазах блестели слезы"
- Я был свидетелем едва ли не всех домашних игр "Динамо", но эта, с "Баварией", была особенной, – поделился с "Сегодня" Яков Погребняк, который с 1971 по 1987 год был секретарем ЦК КПУ и, по поручению Владимира Щербицкого, курировал киевскую команду. – На стадионе собралось 120 тысяч человек, не меньше, люди в проходах стояли. Когда Блохин забил второй гол и стало ясно, что "Динамо" победу уже не упустит, я глянул на Щербицкого, а у него блестят слезы в глазах. Он был человек такой – и твердый, но и сентиментальный. В тот момент он сказал: "Я чувствую, что завтра добыча угля, металла в Украине увеличится". У нас радость была, как у родителей, у которых только что появился ребенок. Пригласили тогда Лобановского и Базилевича на обед. Выпили немного. Я – вино, Щербицкий – рюмку "Столичной". Он же не мог много выпить, потому как в молодости у него язва была. Лобановский, по-моему, тоже выпил рюмку водки.
- Когда-нибудь еще видели Щербицкого со слезами на глазах?
- После аварий на шахтах. Когда погибало по 50-60 человек. Еще у него были слезы после взрыва на Чернобыльской АЭС.
- Как поощрили "Динамо"?
- Перед всеми ответственными играми я приезжал на базу. Лобановский высказывался: "Яков Петрович, нам нужно столько-то машин, квартир". Я спрашиваю: "А кому?". Он: "Это мы тут сами разберемся". Так было и накануне Суперкубка. По-моему, речь шла о пяти машинах (выдавали "Волги" и "Жигули"), четырех квартирах и сумме в 10 000 рублей на премии. Приезжаю в ЦК. Щербицкий спрашивает: "Что они просят?". Я докладывал, после чего Щербицкий задавал вопрос уже председателю совмина Ляшко: "Будем давать?". – "Если будут играть хорошо, мы это решим". И тогда уже я набирал Лобановского: "Валерий Васильевич, дорогой, вопросы решены. Получите в течение месяца-двух".
- А если бы не выиграли?
- Все равно машины, квартиры они бы получили. Деньги затормозились бы – не за что ведь.
- Кто у Щербицкого были любимые игроки в "Динамо"?
- Блохин, несмотря на его непростой характер. Мунтяна очень любил, Буряка, Колотова.
- В связи с 30-летием Победы перед "Баварией" была особая накачка?
- Да, было где-то сказано, что мы победили немцев в 45-м и тут должны победить. Но не с точки зрения ненависти накачка. А с точки зрения патриотизма.
- Встречались ли с Лобановским уже во времена независимости?
- Незадолго до его смерти. Он пригласил меня и еще нескольких товарищей на дачу. Мы там в бане побыли, выпили коньячку, фотографии посмотрели. Лобановский говорил, что как только ему плохо становится или настроения нет, он приезжает на дачу принять баню. У него зять этим занимался. Баня, кстати, простая – нагревалка и душ. Ванной, бассейна не было. "Как здоровье?" – спрашивал я у него. "По-разному", – отвечал. Думаю, поездка на Ближний Восток была его ошибкой. Денег всех не заработаешь, а здоровье он там, конечно, подорвал.
Щербачев: "Запись затерли ритмической гимнастикой"
"Еще за три дня до того матча началась "лихорадка" в СМИ, – вспоминает патриарх украинской журналистики Валентин Щербачев. – И на телевидении, и на радио постоянно шли анонсы, масса всяких интервью. Все для разжигания ажиотажа, хотя он и так был запредельный. За билет люди были готовы платить любые деньги. Лично мне перед стадионом какой-то парень предлагал обменять билет на свою новую нейлоновую куртку, такие стоили рублей 150-200 – месячная зарплата. А тут он ее прямо с себя снимает: "Отдаю за билет!". Я ему: "Извини, у меня аккредитация – я работать иду". Но, думаю, что за куртку он билет таки достал – уж очень лакомый куш для спекулянтов, которые работали тогда очень и очень активно.
"Бавария" прилетела в Киев чартером с журналистами и полсотней болельщиков. На предматчевой тренировке я пообщался с тренером немцев Деттмаром Крамером, и он прямо сказал: "У нас сейчас период не самого лучшего футбола". Мы с ним довольно долго тогда говорили, и он был весьма откровенным.
Матч в прямом эфире Центрального телевидения комментировал Владимир Маслаченко, а я вел радиорепортаж. Скажу откровенно, никаких указаний свыше на предмет того, как вести репортаж и что нужно, а что нельзя говорить, не навязывалось. У тогдашних партийных боссов хватало на это такта и разумения. Секретарь ЦК Яков Погребняк, который курировал киевское "Динамо", был человеком высокообразованным, тактичным, уважал профессиональное отношение к делу – в любой сфере, а потому старался не вмешиваться в чужую "кухню".
Где черпали информацию о соперниках? Лично я очень плотно общался с Мишей Ошемковым, руководившим научной группой "Динамо". Он ездил просматривать матчи соперников вживую, и по приезду рассказывал мне о своих впечатлениях, об увиденном, переводил заметки из западных газет и журналов, показывал видео – ему уже тогда привозили кассеты с записями. А чтобы больше узнать об истории "Баварии", я ходил в институт физкультуры и там, на кафедре футбола, смотрел учебные кинограммы.
Победу команда отмечала в ресторане при стадионе "Динамо". Он существует и сейчас, но пребывает в забвении, а тогда считался одним из лучших в Киеве. Народ чуть позволил себе – они ж не ангелы были. И курили почти в открытую. Из известных людей были актер Олег Борисов ("Голохвастов"), друживший с Базилевичем и Лобановским, и композитор Игорь Шамо (автор песни "Києве мій". – Авт.).
Полную запись матча я с тех пор ни разу не видел. Оригинал видеозаписи хранился в Москве, а копия – в Киеве, в архиве спортивной редакции украинского телевидения. Я хотел ее сохранить, но как-то, на рубеже 1980-х и 1990-х годов, я уехал в командировку, а в мое отсутствие на эту пленку – поверх матча! – записали "Ритмическую гимнастику". Понятно, что денег на новые катушки не было, но не Суперкубок же размагничивать!?".