25 лет назад состоялся олимпийский дебют Казахстана. И какой дебют!
Ровно четверть века назад, 12 февраля 1994-го, впервые в истории на церемонии открытия Олимпиады появился флаг Казахстана. Нес его «летающий лыжник» Кайрат Биекенов, за которым шла делегация нашей страны, принятой за год до этого в международную олимпийскую семью. А одним из главных героев тех зимних Игр, которые, по сути, и познакомили весь спортивный мир с Казахстаном, стал Владимир Смирнов, которому менее чем через месяц, 7 марта, исполнится 55 лет. Двойной юбилей – хороший повод рассказать об Олимпиаде-1994 более подробно.
На пути к Лиллехаммеру
Но вначале немного предыстории. В декабре 1991-го Советский Союз окончательно распался, а спустя всего полтора месяца должна была начаться зимняя Олимпиада во французском Альбервилле. И на нее поехала уже не сборная СССР, а так называемая Объединенная команда, сформированная из спортсменов России (111 участников), Казахстана (8), Украины (7), Беларуси (4), Узбекистана и Армении (по 1). Что касается других бывших республик Союза, то три прибалтийские к тому времени уже успели получить прописку в МОК как самостоятельные государства, а остальные шесть попросту не располагали сильными атлетами-«зимниками».
Надо сказать, что на предыдущие «белые» Олимпиады наша Казахская ССР обычно делегировала одного-двух, самое большее четырех (в 1984-м) спортсменов. А тут сразу восемь, причем в четырех видах спорта, – три конькобежца, два лыжника, два прыгуна с трамплина и один могулист. Правда, ни один из них не сумел добраться до пьедестала почета – даже Владимир Смирнов, который находился в самом расцвете сил и к тому времени имел довольно внушительную коллекцию медалей ОИ и ЧМ.
Та зимняя Олимпиада-1992 стала последней, состоявшейся в один с год с летней, поскольку ранее МОК в целях оптимизации международного спортивного календаря принял решение развести их: оставить за летними ОИ високосные годы, а «белые» проводить в четные невисокосные. Таким образом, спортсменам-«зимникам» того поколения сильно повезло: следующие Игры были назначены уже на 1994-й, то есть, между двумя Олимпиадами прошло лишь два года, а не четыре, как обычно. Принимал их норвежский Лиллехаммер – маленький городок с населением в три десятка тысяч жителей.
В 1993-м Казахстан стал полноправным членом международного олимпийского движения и соответственно получил возможность формировать собственную делегацию для участия в ОИ. К сожалению, не смогла попасть на Игры наша хоккейная сборная. Для этого ей надо было сначала выиграть чемпионат мира в дивизионе «С», а потом и состоявшийся в августе того же года отборочный турнир. Но на ЧМ она стала только 3-й. Так что ее олимпийский дебют состоялся лишь в 1998-м, когда «команда одного города» (Усть-Каменогорска) навела шороху, добравшись до четвертьфинала, в котором дала настоящий бой канадским звездам НХЛ во главе с Грецки, Айзерманом и прочими…
Впрочем, и без хоккеистов казахстанская делегация оказалась весьма представительной – 29 спортсменов. По численному составу она стала 16-й среди всех 67 стран-участниц и второй в Азии после Японии. Еще более высокое место, 12-е, Казахстан занял в итоговом медальном зачете Олимпиады, опередив все постсоветские страны, за исключением России, а также такие спортивные державы, как Франция, Китай, Голландия, Великобритания, Польша, Чехия, сильная в зимних видах Финляндия…
Первые медали для Казахстана
Так высоко нашу страну поднял лыжник Владимир Смирнов, завоевавший медали, включая одну золотую, в трех гонках из четырех, в которых он принял участие. Хотя сильных соперников у казахстанца было более чем достаточно. Прежде всего, это норвежцы Бьорн Дэли и Вегард Ульванг, каждый из которых на предыдущей Олимпиаде-1992 стал трехкратным чемпионом, их соотечественник будущий пятикратный олимпионик Томас Альсгорд, финн Микки Мюллюля, сразу несколько итальянцев (они отберут «золото» в олимпийской эстафете у самих норвежцев), россияне, шведы…
Тогда Смирнову шел уже 30-й год, к тому времени у него были все возможные награды, кроме олимпийского «золота». И он понимал, что эти Игры – возможно, последний шанс добыть вожделенную медаль. А такие мысли обычно лишь добавляют психологического напряжения. Чтобы снять его, Владимир взял с собой в Лиллехаммер семью, благо она жила с ним недалеко, в шведском Сундвалле.
Кстати, позже Смирнов в интервью автору этих строк рассказывал: «В Швецию я перебрался потому, что там была возможность спокойно тренироваться — нашлись спонсоры, которые финансировали мою подготовку. А если бы я остался здесь? В Казахстане в 1992-94 годах не было денег даже на то, чтобы отправлять лыжников на чемпионаты мира. Например, в 1993-м я на спонсорские деньги одел всю нашу национальную сборную и даже дорогу оплатил, чтобы она могла на чемпионат мира в Фалуне поехать. Поэтому я считаю, что если бы не тот переезд в Швецию, то вряд ли бы смог стать олимпийским чемпионом».
Первая гонка, состоявшаяся спустя два дня после открытия Игр в морозную погоду (термометр показывал минус 25 градусов), у Смирнова, что называется, не пошла. Дистанция для него была вроде бы оптимальная – 30 км, вот только бежать ее предстояло нелюбимым коньковым стилем. Да еще, как признавался сам Владимир, он не угадал с мазью. В итоге 10-е место.
Через три дня, 17 февраля, состоялась гонка на 10 км классическим стилем, в котором Владимир был особенно силен. Он ушел на старт одним из последних, под 86-м номером (среди 88 участников), зная график бега главного соперника – Дэли. Однако норвежец в тот день был великолепен, и Смирнов проиграл ему 18,2 секунды. Эта его серебряная олимпийская медальстала первой в истории независимого Казахстана, но в тот момент нашему лыжнику было не до получения поздравлений – все его мысли были сосредоточены на следующем старте.
Гонка преследования на 15 км коньковым ходом проходила спустя два дня. На дистанцию Владимир ушел через те же 18,2 секунды после Дэли. Попытки догнать норвежца, который лучше, чем казахстанец, владел этим стилем передвижения, оказались безуспешными. В итоге Смирнов проиграл Дэли, ставшему после этого пятикратным олимпийским чемпионом, около полуминуты, при этом более чем на минуту опередив завоевавшего «бронзу» итальянца Сильвио Фаунера.
Есть олимпийское «золото»!
До заключительной гонки на 50 км, которую еще называют лыжным марафоном, оставалась неделя. Чтобы сэкономить силы, Смирнов попросил не ставить его в эстафету, которая состоялась 22 февраля (на ее финише Фаунер выиграл доли секунды у Дэли, принеся «золото» итальянской команде), и выбрал максимально щадящий режим тренировочных нагрузок. Заодно он как бы отрешился от внешнего мира, снял небольшой домик и перешел на специальную диету (четыре дня – протеиновая пища, последние два дня перед стартом – без мяса, рыбы и яиц), которую порекомендовал его шведский друг-смазчик, в прошлом сам неплохо выступавший на длинных дистанциях.
…Ту Олимпиаду на Казахстан транслировал российский телеканал «Спорт». Его комментаторы, видимо, отчаявшись болеть за своих лыжников-мужчин (для них соревнования в Лиллехаммере складывались явно неудачно, и в итоге они остались вообще без медалей), 27 февраля, в последний день Игр, переключили свое внимание на Смирнова. Звучала такая мысль: как бы он не повторил судьбу феноменального конькобежца Игоря Железовского, который, выиграв шесть из семи последних чемпионатов мира в спринтерском многоборье, на ОИ-1994 снова и уже навсегда остался без олимпийского «золота».
И определенные основания для тревог были. Да, с одной стороны, гонку предстояло бежать любимым для Владимира классическим стилем. Но с другой… Если вы заглянете на сайт FIS, где есть странички всех лыжников настоящего и прошлого, то увидите, что до 1994-го Смирнов, к тому времени завоевавший десять медалей ОИ и ЧМ, дважды выигравший общий зачет Кубка мира, ни разу не становился не то что победителем, а даже призером в лыжном марафоне. Ему как довольно крупному, фактурному гонщику (рост 185 см, «боевой» вес 85 кг) силового плана лучше давались более короткие гонки. Кроме того, у Смирнова был 59-й стартовый номер, и все главные соперники уходили на дистанцию после него, а значит, могли ориентироваться на его график: Мюллюля – 61-м, Ульванг – 63-м, Дэли – 66-м, россияне Прокуроров и Ботвинов – 64-м и 69-м, норвежец Сивертсен – 72-м… Чтобы было понятно, уточним, что это был не масс-старт, как на прошлогодней Олимпиаде (все помнят ту драматичную гонку с участием Алексея Полторанина), а «разделка».
К середине дистанции казахстанец выигрывал у Дэли, который шел со вторым временем, около минуты. Но в марафоне решающими часто становятся последние десять километров. К счастью, физическая готовность Смирнова в этот день была оптимальной, и до конца гонки он еще больше увеличил свое преимущество, «привезя» на финише титулованному норвежцу едва ли не две минуты, а ставшему серебряным призером Мюллюля – почти полторы. И спустя некоторое время впервые в истории Олимпиад прозвучал гимн Казахстана, который слушали более сорока тысяч зрителей на трибунах и сотни миллионов человек у экранов телевизоров по всему миру.
Самому Смирнову эта победа придала дополнительное дыхание, и через год на чемпионате мира он буквально «порвал» всех своих соперников, победив в трех индивидуальных гонках из четырех и только в одной пропустив вперед себя Фаунера с Дэли. А методику подготовки к марафону, использованную в Лиллехаммере, казахстанец стал применять и в последующем, благодаря чему выиграл эту дистанцию на этапе КМ и стал на ней призером ЧМ, хотя в последнем случае бежал ее коньковым стилем.
В шаге от пьедестала
Кто знает, может, Казахстан в общем медальном зачете пробился бы и в «топ-10», обойдя Японию и Швецию, если бы не почти трагедия, случившаяся с 22-летней биатлонисткой Инной Шешкиль, которая, кстати, родилась недалеко от тех мест, где появился на свет Смирнов.
Первая гонка, индивидуальная на 15 км, сложилась для нее неудачно. Отправившись на дистанцию под 31-м стартовым номером, Инна неплохо отстрелялась на первом огневом рубеже, однако на втором допустила три промаха (а это три штрафные минуты) и уже задолго до финиша выбыла из числа претенденток на высокие места. Вообще, надо сказать, что именно нестабильная стрельба была ее самым уязвимым местом, тогда как в скорости хода по лыжне она практически никому не уступала.
Второй – и последний – комплект медалей в личном первенстве биатлонистки разыграли 23 февраля. Это был спринт с двумя огневыми рубежами. На сей раз Шешкиль получила 62-й номер, то есть стартовала позже, чем все главные фавориты. После «лежки», которую уроженка Макинска отстреляла чисто, она захватила лидерство. Но в «стойке» оставила незакрытыми две мишени и, тем не менее, благодаря своему быстрому бегу и тому, что соперницы тоже допустили промахи, сохраняла отличные шансы на медаль. К тому времени, когда она появилась в финишном створе, лидировали уже завершившие гонку канадка Мириам Бедар, которая ранее завоевала «золото» в «индивидуалке», белоруска Светлана Парамыгина и украинка Валентина Цербе. Причем две последние уступили канадке лишь 1,1 и 1,2 секунды – настолько сверхплотными оказались результаты.
Год назад один украинский спортивный блогер, найдя видеозапись гонки, детально разложил то, как претендентки на медали пробежали ее заключительную часть. Согласно его измерениям с использованием секундомера, за четыре метра до финиша Шешкиль шла ровно в одно время с Бедар, то есть могла рассчитывать на «золото». Но последнее отталкивание палками от лыжни стало для нее роковым: она споткнулась и упала. В итоге проиграла пять секунд канадке и по четыре – биатлонисткам из Беларуси и Украины. Обиднейшее 4-е место. Кстати, ставшую пятой неоднократную чемпионку мира немку Петру Шааф она опередила почти на двадцать секунд.
Совсем немного не хватило для восхождения на пьедестал почета и конькобежке Людмиле Прокашевой. Двумя годами раньше в Альбервилле она стала 5-й на самой длинной дистанции 5000 метров. Теперь же свой лучший результат уроженка Павлодара показала на 3000-метровке, заняв 4-е место. От «бронзы», которая досталась немке Клаудии Пехштайн, ее отделили чуть больше секунды – немного для такой протяженной дистанции. Спустя несколько дней Людмила с 6-м временем пробежала 5000-метровку, которую, кстати, выиграла та самая Пехштайн. А через четыре года они обе будут стоять на пьедестале почета уже Олимпиады-1998: немка – снова с золотой медалью, а наша соотечественница – с бронзовой. Но это уже другая история…
13.02.2019 729 0 Добавить в личный кабинет
Автор: sportinfo.kz Источник: http://olympic.kz Рубрика: Олимпиада Категория: Казахстанские Тематика: Олимпиада
Теги: Олимпиада, Казахстан, спорт
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus