Александр Жуйков – легендарный защитник "Кайрата". Самоотверженный, техничный, обладающий высокой культурой паса, прекрасно думающий и играющий головой. Его игрой восхищались болельщики всего Советского Союза, и неслучайно он получал предложения из других клубов советской футбольной элиты. Закончив карьеру профессионала, щедро передавал опыт юным футболистам и демонстрировал свое высокое мастерство в ветеранских битвах.
Сейчас Александр Николаевич на пенсии. Не так давно он перенес сложную операцию, но по-прежнему в строю и еще мечтает выйти на футбольное поле в футболке "Кайрата". Об этом и многом другом – в интервью нашей футбольной легенды для портала Sportinfo.kz.
– Расскажите, пожалуйста, про ваше состояние здоровья? Как вы себя чувствуете?
– В 2011 году, в сентябре, мне сделали операцию по замене тазобедренного сустава. Операцию проводил известный спортивный врач Чичуло, который имеет большой опыт проведений таких операций. Оплатил операцию за свои деньги, за счет пенсионного накопления. На этом этапе мне очень помог портал Sportinfo.kz и его редактор Гений Тулегенов в плане освещения и сбора средств. За это ему огромная благодарность. Руководство ФК «Кайрат» тоже не осталось в стороне, выделив некоторую сумму на операцию. Также помогли мои воспитанники, среди которых Аскар Кожабергенов, Руслан Балтиев, Серик Жейлитбаев. Я был очень рад, что не оставили меня без внимания, помогли в трудной ситуации, компенсировали все мои затраты. Началом всего этого, конечно, был Гений Казбекович. Один из моих воспитанников, Сабырхан Ибраев, привез мне велотренажер, чтобы я мог упражнять ноги после операции. И восстановился благодаря этим упражнениям, ходьбе. Короче говоря, меня никто не забывал, ощущал заботу и поддержку. Постоянно поступали звонки, приезжали знакомые и близкие.
– После операции выходили на поле?
– В прошлом году было 60-летие Виктора Георгиевича Каткова. И он пригласил меня на свой юбилей, где мы провели футбольный матч с командой ЦСКА. В игре участвовал аким Алматы Ахметжан Есимов. Я сам попросился, тоже поиграл немножко. Хотел снова надеть форму, почувствовать поле. Самочувствие было нормальное, но боязнь боли все еще присутствовала. И это был единственный матч после операции. А так я очень много играл за ветеранов "Кайрата". Мы своей дружиной и в чемпионате СССР серебро завоевали, а в Австралии бронзовые награды выиграли и звание мастеров спорта международного класса получили. Я раньше закончил карьеру, так как в то время говорили, что в 25 лет ты уже ветеран, намекали. Но я себя чувствовал прекрасно, очень много двигался. В «Кайрате» закончил в 28 лет. И я считаю, что в этом возрасте самый расцвет сил. Но после окончания карьеры всегда тренировался с ребятами. Затем я долго играл за ветеранов. Был капитаном команды.
– Планируете в ближайшее время снова выйти на поле?
– Конечно, планирую, желательно в кайратовской футболке и на поле родного Центрального стадиона. Но мне надо соперничать с ребятами ближе к своему возрасту. Потому что молодые сейчас очень быстрые. И футбол сейчас скоростной, силовой. И мне в этом году уже 66-й год идет. Хотя я чувствую себя в нормальных кондициях.
– А ФК «Кайрат» вспоминает своих ветеранов? Помогает ли, чтит игроков прошлых лет?
– Особой регулярной помощи нет. Собирают нас иногда на праздники. Но ветеранов 60-х практически не осталось. Тимур Сегизбаев, Виктор Абгольц, Диас Омаров, Борис Ищенко, еще несколько. Из нашего поколения считанное количество ребят осталось. И хочется, чтобы руководство клуба как-то помогало, чтило своих ветеранов. Потому что «Кайрат» – это флагман, вывеска, марка Казахстана на международной арене. И пройдут года, Астана – столица, но команда «Кайрат» останется навсегда. Это как «Пахтакор», «Спартак», «Нефтчи», «Динамо». И поэтому, думаю, руководство должно взять под контроль это дело.
– Следите ли за премьер-лигой Казахстана?
– Да, конечно. Через телевизор и прессу. Раньше ходил на стадион. Но атмосфера какая-то унылая. И поэтому я редко стал посещать матчи на стадионах. Больше предпочитаю дома, перед телевизором. Я не болельщик, и в то же время и не эксперт. Но я слежу активно. И если кто-нибудь просит дать оценку тому или иному матчу или туру, то стараюсь просмотреть внимательно, проанализировать и поделиться своим мнением.
– А что вы можете сказать о развитии казахстанского футбола?
– Должен сказать, что оно идет. Но очень и очень медленно. И все равно никуда от этого не денешься. Мы, конечно, развиваемся, процесс идет. Надо терпеть. Хотя сейчас в рейтинге ФИФА мы на 142-м месте, что не лучший показатель для такой страны.
– Кого вы видите преемником в современном футболе легендарного «Кайрата»? Чья игра вам больше всего импонирует?
– Мне нравится игра Кайрата Нурдаулетова. Современно играет. Потому что, когда я играл, футбол был более разрушительным. И когда мы ездили в Москву, то всегда проигрывали. Указания тренера были таковы, чтобы мы выбивали мяч подальше от своих ворот. А мне хотелось, как сейчас делают защитники, не только защищать, но и созидать. И сейчас наблюдаю такую игру в современном футболе. В казахстанском – в лице Кайрата Нурдаулетова.
– Как говорили раньше в Союзе, вы и ваши коллеги по амплуа «цементировали» оборону «Кайрата». Есть ли на данный момент команда в премьер-лиге или в мире, оборона которой не вызывала бы сомнения?
– У меня нет любимой команды. В детстве болел за «Торпедо». Нравится итальянский футбол, итальянская оборона. В свое время голландская оборона была шикарнейшей, когда Михелс сделал эту команду, в составе которой были Кройфф, братья Де Буры. Была еще у ЦСКА сильная оборона, когда в команде выступали защитники во главе с Шестерневым. Муртаз Хурцилава из «Динамо» Тбилиси считался надежным оборонцем. У киевского «Динамо» тоже хорошая оборона была. Но для меня кумиром был Беккенбауэр, потому что он был игроком обороны, который созидал.
– А с кем из партнеров по команде поддерживаете связь?
– Ну их мало осталось. Весной ушел из жизни мой близкий друг Володя Чеботарев. Смотрю фотографии, и слезы на глаза наворачиваются. У меня накопилось целых три альбома футбольных: на тренировках, играх, переездах, в отелях. Все это благодаря Чеботареву, который все время таскал фотоаппарат с собой, любил фотографировать. С ветеранами сейчас особо так не общаюсь, да и осталось их совсем мало. Так, если на какие-нибудь мероприятия пригласят, тогда удается увидеться.
– Если посмотреть на матчи на стадионах таких городов, как Костанай, Актобе и т.д., то видно, что трибуны более или менее заполняются. Чего мы не можем увидеть на Центральном стадионе Алматы. С чем это связано?
– Только игрой. Ну кто пойдет, если команда борется за выживание в конце турнирной таблицы. Если сравнить эпоху Советского Союза, то в то время «Кайрат» тоже нередко боролся за выживание в высшей лиге СССР. Тогда тоже не было стабильности. Но мы боролись, мы играли, поэтому болельщики заполняли наш "Центральный". Ну плюс еще всесоюзный уровень был. Но сейчас только игра, игра соберет. Победы и результаты заполнят стадионы.
– А вы сами хотели бы потренировать профессиональную команду?
– Это механизм сложный. Я всю жизнь работал с детьми. Это мое. Когда начинает прибавлять ребенок, он перестает воспринимать меня. И поэтому старался тренировать младшие возрастные группы, и потом передавал другим тренерам. Со взрослыми тяжелее, может, из-за моего мягкого характера. Не тренировал не из-за того, что боялся, просто жизнь так сложилась. Люблю возиться с маленькими детьми.
– Действия на втором этаже не самая сильная сторона казахстанских футболистов. А вы в свое время великолепно боролись вверху. Какие советы вы бы могли дать по улучшению игры головой?
– Надо только тренироваться и трудиться. Потому что условия создаются. Вот академия «Кайрата» начала работать по-современному. Базы строятся, тренерам зарплату подняли. Детям в раннем возрасте создаются комфортные условия. Жаль, что это только одна академия. Примеру «Кайрата» должны следовать другие клубы.
– Какие ощущения у вас возникают, когда видите свои реликвии, медали, кубки? Что происходит у вас в душе?
– Я очень благодарен судьбе, что смог прикоснуться к этой истории, что смог стать частью этой эпохи. Хороший такие чувства испытываю. Но понимаю, что сейчас молодым тяжело. Конкуренция большая. Надо обязательно иметь талант и физические данные. И нужно работать над собой. Еще одним немаловажным фактором является то, чтобы каждый смог найти свою команду. Вот я всегда спрашиваю: «Смог бы Месси стать таким великим, если бы остался в Аргентине?» Ведь были же до этого такие игроки, как Батистута, Кемпес, тот же Тевес. А вот он взял и попал в свою среду, свою команду. На все воля Всевышнего, наверное. И я тоже попал в свою команду, где смог так заиграть. Ведь у меня были приглашения и в другие команды. В Москву, в Питер звали, но я остался верен родному коллективу и Казахстану. "Кайрат" – моя команда на всю жизнь! Так что я благодарю судьбу за предоставленный шанс!
00:00/03.08.2013 2093 0 Добавить в личный кабинет
Автор: Sportkaz
comments powered by Disqus
Популярные блоги
Узбекистан ликует, а Казахстан горюет. В чем причины провала нашего футбола?
00:00/27.03.2013 6 14522
Автор:Sportkaz
00:00/16.03.2013 5 6117
Автор:Казыбек
00:00/27.03.2013 3 11867
Автор:Тимур Тастанов
Откровения из Казани. О Бердыеве, "Рубине", финансах и секретах клуба
00:00/18.03.2013 3 5193
Автор:Sportkaz
Gennady "GGG" Golovkin сareer Highlights
00:00/27.03.2013 1 14114
Автор:Сhekabayev Azatkhan