Норвегия: спорт для всех
Бытует мнение, что секрет скандинавского успеха кроется в долгой и снежной зиме. Да, но не только. Ведь у норвежцев, например, до начала 90-х была череда неудач на зимних Играх. Тогда и появился у них впервые лозунг «Спорт для всех». Была принята программа, подразумевавшая, что и в маленьких деревеньках, и в городах спорт теперь полностью финансирует государство. Объем финансирования сегодня составляет порядка 80 миллионов евро в год. Примерно треть этой суммы поступает в казну от проведения лотереи и от спонсоров. Например, крупные пожертвования делает государственная нефтяная компания. Из общего котла средства распределяются в виде грантов между спортивными клубами и центрами.
Дополнительно тогда же, в 90-е, был создан специальный фонд поддержки спорта с начальным капиталом в 15 миллионов норвежских крон, это около 2 миллионов евро. Распорядителем средств стала новая структура Olympiatoppen. Примерно половина денег направлялась на поддержание уже существующих и строительство новых стадионов и спортзалов. Оставшаяся половина шла в распоряжение федераций, распределявших средства на местном уровне. На учете каждая крона. В результате именно в глубинке дети получили возможность бесплатно заниматься спортом на нормальных местных стадионах. Более того, спортклубы в малонаселенных городах и поселках, получая деньги от государства, были обязаны вовлекать в занятия спортом всех (!) детей своего района. Делается это по-разному: либо тренеры ходят по школам и проводят ознакомительные уроки с младшеклассниками, либо детей вывозят на соревнования, где они смотрят, как состязаются другие, и потом при желании записываются в клуб. Приемы нехитрые, но они работают! Можно, если успеваешь, заниматься сразу несколькими видами — бегать на лыжах, играть в хоккей или керлинг. И, к слову, сегодня любой норвежский «медвежий угол» имеет свой стадион, спортивный зал, а то и искусственный лед.
Сколько мальчишек и девчонок занимаются спортом, проверяют не на бумаге, а на соревнованиях, где скауты Olympiatoppen отсматривают всех, кто, скажем, участвует в лыжных гонках для 12-летних или горнолыжных стартах для 14-летних (соревнования среди детей младше 10 лет в Норвегии не приветствуются). И где бы ни жил способный спортсмен, а многие будущие звезды спорта, кстати, вышли из многодетных семей, живущих на хуторах, ему будет обеспечена государственная поддержка. Юного спортсмена отправят либо в академию на полное довольствие, либо организуют тренировки в хорошем клубе, и родителям ничего платить не придется. Это напоминает систему спортивных интернатов, которая существовала в нашей стране в советские времена, но лишь отчасти, потому что норвежское государство пестует всех без исключения юных спортсменов, ведь даже в 12—14 лет трудно точно определить, состоится ли настоящая звезда. В спортшколах по всей стране учатся около 50 тысяч человек, и дети с малейшими проблесками таланта будут обязательно замечены и поддержаны. В итоге получается, что «Спорт для всех» — это равные стартовые возможности, гарантии продолжения спортивной карьеры независимо от кошелька родителей.
Норвежские регионы сегодня вовсю соревнуются на предмет того, кто воспитает больше олимпийских чемпионов. Сейчас лидирует Тренделаг, где тренируются 15 из 23 олимпийских медалистов Ванкувера. Успех имеет прямую коммерческую отдачу — «долгоиграющий» интерес спонсоров к клубу, воспитавшему звезду.
Сегодня более половины четырехмиллионного населения Норвегии занимается каким-то видом спорта, 15 процентов регулярно участвуют в соревнованиях, 3 процента (а это примерно 120 тысяч спортсменов) — в крупных международных турнирах. Для сравнения: в России регулярно занимаются физической культурой 17 процентов населения — это более 22 миллионов человек. В Норвегии насчитывается около 12 тысяч спортклубов для профессионалов и еще примерно столько же спортивных центров, где может заниматься любой желающий. При грубом подсчете получается, что одно спортивное заведение приходится примерно на 200 человек с учетом стариков и грудничков. Но, пожалуй, ключевой фигурой тут является тренер. Профессия эта в Скандинавских странах престижна и хорошо оплачиваема, но норвежцы продолжают сетовать на то, что кадров им не хватает! В Норвегии, впрочем, как и в Швеции, детский тренер получает по 1000—1500 евро в месяц, при этом может быть занят 20—25 часов в неделю. У скандинавских специалистов хорошо отлажена система обмена опытом. Известный в стране тренер по биатлону Йон-Арне Эневолдсен поделился с «Итогами»: «Каждый год в Норвегии проводятся семинары и коллоквиумы, куда приезжают тренеры со всей страны, чтобы поделиться опытом. Так мы узнаем, что хорошо, что плохо, что нового, а что устарело. Ни один, даже самый лучший тренер не может знать абсолютно все, поэтому общение с коллегами — часть нашей работы. Если ты перестаешь учиться и воспринимать новое, вряд ли останешься хорошим специалистом».
Можно ли сказать, что у норвежцев сейчас сложилась наилучшая тренировочная система в мире? По мнению Эневолдсена, трудно измерить, чья система лучше, важно создать такую, которая подходила бы наилучшим образом именно твоей стране. И все же какой такой секрет знают норвежцы, что у них, как с конвейера, сходят сплошь звезды в лыжных гонках и биатлоне? Вот что говорит по этому поводу профессор Фроде Моен, глава одного из крупных олимпийских центров в Норвегии: «Вся система работает без сбоев. Уже добрый десяток лет мы заточены на подготовку чемпионов в зимних видах спорта. На уровне олимпийского резерва работаем очень четко. В него попадают только высокомотивированные спортсмены. И когда они оказываются в сборной и тренируются с тем же Бьорндаленом или Ханеволдом, им не остается ничего другого, как только стремиться быть лучше. Это гонка за лидерами, авторитет которых непререкаем. Кроме того, очень важна поддержка науки. Мы работаем в тесном контакте с Норвежским университетом науки и технологии (NTNU) в Тронхейме. Ученые помогают тренерам и спортсменам составлять программы подготовки, совершенствовать экипировку, за счет чего результат может вырасти на 15 процентов! Еще я бы отметил большое количество вузов, в которых есть особые спортивные программы: 50 процентов времени ты учишься, выбрав гуманитарное или естественно-научное направление, а вторую половину — тренируешься и соревнуешься. Это студенческий спорт, но с прицелом на попадание в олимпийскую сборную. К примеру, чемпионы Ванкувера-2010 Марит Бьорген и Петтер Нортуг окончили именно такие высшие спортивные школы. В NTNU студенты могут выбрать прыжки с трамплина, лыжные гонки, двоеборье, горные лыжи, биатлон. Такое образование очень выгодно — спортсмены не тратят ни кроны!»
Возможно, что секрет успеха норвежцев кроется именно в том, что они научились сохранять таланты бережнее, чем кто-либо другой.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Журнал "Итоги"
00:00/17.07.2013 2893 0 Добавить в личный кабинет
Автор: Мастер Шифу
comments powered by Disqus
Популярные блоги
Узбекистан ликует, а Казахстан горюет. В чем причины провала нашего футбола?
00:00/27.03.2013 6 14524
Автор:Sportkaz
00:00/16.03.2013 5 6120
Автор:Казыбек
00:00/27.03.2013 3 11881
Автор:Тимур Тастанов
Откровения из Казани. О Бердыеве, "Рубине", финансах и секретах клуба
00:00/18.03.2013 3 5195
Автор:Sportkaz
Gennady "GGG" Golovkin сareer Highlights
00:00/27.03.2013 1 14129
Автор:Сhekabayev Azatkhan