Футболономика в Казахстане. Часть 1
В своей статье, которую я подготовил благодаря своему хорошему другу, надеюсь, будущему лидеру казахстанской экономики Санжару Бугубаеву (студент Лондонской школы экономики), я попытаюсь довести до своих читателей важность побед казахстанских команд на международной арене и их пользу не только для отечественного футбола, но и для развития всей страны.
Для начала начну с понятия, что такое ВВП (Валовой внутренний продукт): стоимость всех произведенных на территории страны в течение года товаров и услуг. В расчет ВВП не входит стоимость сырья, топлива, энергии, кормов и т.д., то есть промежуточных товаров и услуг.
Мы с вами ознакомимся с корреляцией (взаимоотношением) между победами казахстанских футбольных клубов в еврокубках и ВВП на душу населения в Казахстане. В свою очередь, ВВП на душу населения – это один из определителей уровня экономической развитости государства.
Ниже информация для тех, кто хотя бы немного разбирается в экономике.
Методология: Использование статистических методов измерения, таких как линейная регрессия и коэффициент корреляции.
Процесс вычисления
Полученный график взаимоотношения
По проведенным расчетам у нас имеются:
Линейная регрессия: y = 0,0003x + 0,7319
Коэффициент корреляции: r=0,5388
Заключение: Значение r составляет 0,54. Это умеренная положительная корреляция, которая означает, что есть тенденция, что с увеличением переменной Х увеличивается и переменная Y (и наоборот).
*в материале не учитывались победы сборной Казахстана и матчи «Шахтер» – «Селтик» и «Актобе» – «Динамо Киев»
Автор: Санжар БУГУБАЕВ
Иными словами, связь между победами казахстанских клубов в еврокубках и уровнем жизни в Казахстане есть, и она составляет примерно 54%. Если говорить о цифрах, то победа «Шахтера» в противостоянии с «Селтиком» привнесет в копилку Казахстана более 9,6 млн долларов, и более того, за счет коэффициента УЕФА «Шахтер» поможет другим казахстанским командам зарабатывать деньги с общей европейской футбольной казны (20% набранных коэффициентов «Шахтера» копируются каждому казахстанскому клубу).
За счет громких побед казахстанских клубов в еврокубках в страну будут поступать новые инвестиции. Рынок футбольной индустрии может вырасти в разы, а количество специалистов будет увеличиваться прямо пропорционально. В Казахстане появятся новые рынки и новые ниши, а все это только за счет вот таких побед, какие организовывает «Шахтер». Что будет, если все четыре наши команды пробьются в финальные раунды еврокубков, представить просто трудно. Но, поверьте, это очень сильно поможет развитию Казахстана и поднимет уровень жизни его населения. Вот представим: у вас есть булка. Если противостояние «Шахтер» – «Селтик» выиграет «Селтик», то у вас отрежут часть этой булки. А если «Шахтер», то в придачу к булке еще и масло дадут. Что вам выгоднее?
Приведу отрывок из статьи Washingtonprofile:
«Футбол оказывает прямое и косвенное влияние на мировую экономику. Часто его воздействие весьма значительно.
Известная финансовая компания Goldman Sachs опубликовала отчет, согласно которому, начиная с 1966 года, рост фондовых рынков развивающихся стран, сборные которых выиграли мировой чемпионат, в среднем превышает темпы роста фондовых рынков стран-неудачников на 9–10% (учитывался только год, когда проходил чемпионат мира по футболу). В свою очередь, страны, чьи сборные проигрывали в финале, претерпевали ущерб и на своем фондовом рынке – обычно индексы снижались на 20–25%.
Новое исследование, проведенное банковской группой ABN-AMRO, показало, что влияние футбольных побед и поражений на экономику не способно вызвать финансовый кризис или, наоборот, бум, однако оно весьма существенно. Победа в финале чемпионата мира в подавляющем большинстве случаев ускоряет темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) страны-победительницы на 0,7%. В то же время проигравшие, то есть отсеявшиеся на предварительных стадиях турнира, обычно теряют 0,3% своего ВВП. Впрочем, у этого правила есть исключения: в 1974 и 1978 гг. Германия и Аргентина вступили в период экономической рецессии, несмотря на то, что их сборные получили "Золотую Богиню". Любопытно, что экономика Нидерландов, неудачливого финалиста обоих чемпионатов, также пострадала, однако в меньшей, чем победители, степени.
Экономический эффект футбола имеет ряд достаточно простых объяснений. К примеру, известно, что потребитель, находящийся в хорошем настроении, склонен тратить больше денег, чем его грустный коллега. Победа (не только футбольная, но и любая другая) неизбежно оживляет рынок сувениров, музыкальных и видеозаписей и пр. Футбольный успех (особенно это заметно в Европе и Латинской Америке) способствует росту индекса потребительского доверия. К примеру, когда в 1988 году сборная Нидерландов выиграла чемпионат Европы (переиграв сборную СССР в финале), в Голландии был зафиксирован резкий рост этого индекса – он подскочил сразу на 7%, хотя в течение полугода до этого демонстрировал весьма анемичную динамику. Бизнесы также подвержены воздействию футбола: великие футбольные державы чаще привлекают иностранные инвестиции и обретают новых торговых партнеров».
Не обойдем стороной и казахстанский туризм, ведь чем больше различных зарубежных спортивных команд приезжает в Казахстан, тем больше доля туризма. Приведу ниже отрывок из статьи Эдуарда Сона:
«В настоящее время Казахстан прилагает максимум усилий в развитие такого перспективного направления, как туризм. Повышение конкурентоспособности отечественной туристической отрасли и привлекательности наших туристических направлений – одна из основных стратегических задач Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны.
Кому-то может показаться маловероятным, но на мировом рынке туристический продукт является таким же лидером, как и нефть. Доля туризма составляет 30% от всей мировой торговли услугами. Ежегодный рост инвестиций в эту отрасль около 35%. В развитых странах, в том числе и обладающих богатыми природными ресурсами, туризм является одним из самых прибыльных направлений бизнеса. Доказательством тому служит тот факт, что на его долю приходится 7% мирового капитала.
Доходы от туризма выросли и в Казахстане. В прошлом году они превысили 82 млрд тенге. Тем самым доля туризма в ВВП составила около 3%. Но этого, конечно же, далеко не достаточно. Для сравнения: в странах с развитой туристической инфраструктурой доля туризма в ВВП может составлять до 30%. Именно поэтому в программе форсированного индустриально-инновационного развития страны развитию туризма придается особое значение.
В 2011 году Казахстан посетили 5,6 млн иностранных туристов. На казахстанских туристических объектах отдохнуло почти столько же казахстанцев. Таким образом объем услуг в туристической отрасли составил порядка 500 млн долларов США. В ближайшие годы планируется увеличение этой цифры в разы. Туризм теперь будет рассматриваться как перспективная отрасль экономики, способная дать толчок развитию регионов, малого бизнеса и занятости населения».
Естественно, я не говорю о том, что это доходы только со спортивных мероприятий, но часть из этих доходов тоже в них присутствует.
Для наглядности просто вспомним прошедший матч с «Селтиком» и посчитаем, сколько примерно денег он принес отелю Rixos в Астане. Делегация «Селтика» в Астане составляла порядка 30 человек и еще примерно 20 болельщиков поддерживали «Селтик» на трибунах (конечно, может быть, они остановились и не в Rixos, но просто предположим это). Делегация и болельщики «Селтика» пробыли в Астане минимум 2 дня и 2 ночи. Исходя из цен этого отеля, предположим, что они заплатили по $800 за сутки. Выходит примерно $80 000, которые, вероятно, пойдут на премиальные и зарплаты казахстанским сотрудникам отеля.
Спасибо за внимание. Это была лишь первая часть футболономики, посвященная цифрам. Во второй части будет меньше цифр и терминов. Будет больше примеров, последствий и исторических аналогов.
23.08.2013 2118 3 Добавить в личный кабинет
Автор: Казыбек БЕКЕН Рубрика: Еврокубки
Теги: Казахстан, Экономика, Футболономика, Шахтер, Еврокубки, Казыбек Бекен
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
Искренние соболезнования нашему коллеге Игорю...
Коллектив редакции веб-портала Sportinfo.kz,...
О футбольной «звездочке» в грязи, уроках Яшина и...
Болельщик помнит не только чемпионаты мира, но и...