Полуночный матч, или Почему домашние игры сборной Казахстана начинаются все позже и позже?
На одном из спортивных сайтов со ссылкой на источник в ФФК сообщили: «Столь позднее время обусловлено договоренностью между федерацией и УЕФА. Оказывается, еще вступая в Европейский футбольный союз, ФФК подписала документ, согласно которому официальные матчи должны быть ориентированы на среднеевропейское время».
Допустим, что это так. Но, во-первых, хотелось бы увидеть текст данного документа, дабы убедиться в том, что такое требование на самом деле существует. Во-вторых, что означает расплывчатая фраза «ориентироваться на среднеевропейское время»? Что она подразумевает, то есть какое конкретно время, выраженное в часах и минутах, имеется в виду как самое раннее для начала матча? В-третьих, почему до 2010-го (а к тому моменту Казахстан уже восемь лет был членом УЕФА) это требование, если оно действительно существует, не соблюдалось и лишь в последние три года о нем вдруг вспомнили?
Поясню. У всех на памяти исторический для нашего футбола матч с сербами, состоявшийся 24 марта (акцентирую внимание на месяце, поскольку игра с немцами тоже будет в марте) 2007-го, еще при прежнем руководстве федерации. Так вот, он начался в 19.00. Да и другие домашние поединки сборная Казахстана проводила очень рано относительно Европы. Например, в сентябре и октябре того же года встречи с бельгийцами и португальцами были назначены на 20.00, игра с украинцами, состоявшаяся в сентябре 2008-го, – на 19.00. В 2009-м матчи начинались чуть позже, но тоже в приемлемое время: с белорусами – в 20.30, с англичанами – в 21.00.
Однако осенью следующего года начало игр стали сдвигать ближе к полуночи: с турками и бельгийцами – на 22.00, наконец, с немцами – на 23.00. Это вызвало гневную реакцию со стороны болельщиков, в прессе появился ряд критических публикаций, что, впрочем, никак не повлияло на позицию ФФК. И вот мы дожили до того, что матч сборной начинается уже в 24.00 (или в 00.00 следующего дня, кому как нравится).
Бог с нами, любителями футбола, – мы готовы ради команды, за которую болеем, бодрствовать до двух часов ночи. Хотя, конечно, немалая часть потенциальных зрителей, ради кого сборная в общем-то и играет (или во всяком случае должна играть), не выдержит и уснет. Но как быть футболистам? Ведь они, если являются «режимщиками» (а других в главной команде страны быть не должно), обычно в это время уже видят сны. А тут им придется соревноваться в скорости и выносливости с немцами, которые и без того значительно превосходят их в этих компонентах. То есть, не гости, а казахстанские футболисты, являясь хозяевами поля, тем не менее будут вынуждены перенастраивать свои «биологические часы» на то, чтобы играть в крайне неудобное для себя время.
Кстати, в прошлый свой приезд в Астану, в октябре 2010-го, сборная Германии начала предматчевую тренировку в 23.00, то есть ровно в то время, когда назавтра должен был прозвучать стартовый свисток судьи. Это лишний раз говорит о том, что любящие порядок во всем, пунктуальные и рациональные немцы в своей подготовке учитывают все буквально поминутно. Мы же – народ широкой души и по мелочам не размениваемся: что нам час-другой, даже если речь идет о спортивной чести страны? А еще мы очень гостеприимны и легко готовы отдать гостям те преимущества, которые всегда имеют хозяева, в том числе преимущество, связанное с разницей часовых поясов.
Почему легко? Да потому что, в отличие от нас, другие (то есть федерации и клубы других стран) до конца бьются за свои интересы. Взять Лигу чемпионов, где требования ко времени начала игр жестче некуда, и только Россия когда-то выторговала для себя право назначать их на более ранние часы. В 2011-м Белоруссия не перешла на зимнее время, поэтому сложилась такая ситуация, при которой БАТЭ должен был начинать свои матчи в 22.45 по местному времени. Руководство клуба обратилось в УЕФА, который, рассмотрев этот вопрос, разрешил начать поединки с «Миланом» и «Викторией» на 2 часа 45 минут раньше, то есть в 20.00. И подобные случаи не редкость. Иначе говоря, в УЕФА сидят отнюдь не твердокаменные чиновники, и если им объяснить, что назначать игру на 24.00 – это ненормально со всех точек зрения, то они, возможно, войдут в положение.
С другой стороны, я далек от мысли считать, что в ФФК засели сплошь враги болельщиков и национальной сборной. Тем более что за результаты последней руководители федерации несут прямую ответственность. Но тогда почему в ущерб ей они на протяжении пяти лет своего пребывания в ФФК постепенно сдвигали начало домашних матчей нашей команды с 19.00 до 24.00?
Когда проводится какое-то расследование, обычно говорят: «Ищите мотивы». Давайте последуем этой рекомендации. Сразу оговорюсь: то, о чем будет сказано ниже, является лишь предположением автора, однако других серьезных мотивов, способных объяснить столь позднее начало матча и ту удивительную готовность, с которой пошли на это руководители ФФК, не просматривается. Тем более что сейчас на полуофициальном уровне уже говорят, что главная причина кроется не столько в каких-то договоренностях между УЕФА и нашей федерацией, сколько в пожеланиях телевизионщиков.
Вспомните упомянутую встречу с теми же немцами в октябре 2010-го. Освежить память можно, посмотрев эпизоды того поединка в Интернете. Если не обращать внимания на трибуны, то создается впечатление, будто матч проходит не в Астане, а в каком-то из городов Германии – на многочисленных рекламных щитах вокруг поля с регулярно сменяющимся табло сплошь названия немецких брендов и компаний. Тут и фирмы, занимающиеся производством стройматериалов (Bauhaus, Hormann, Buderus), и автоконцерны, и банки, и консалтинговые организации, и даже станции техобслуживания автомобилей (AutoDienst)… Понятно, что вся эта реклама была адресована самим немцам (трансляция велась по государственному телеканалу ZDF) и, возможно, жителям некоторых других европейских стран. Также понятно, что рекламодатели, выкладывая немалые суммы за появление своих названий и брендов на щитах, наверняка оговорили важное для себя условие: чтобы матч был показан в самое смотрибельное для немцев время, когда количество потенциальных потребителей этого рекламного продукта достигает максимума. А кто является первичным обладателем права на трансляции домашних матчей сборной Казахстана и на размещение щитовой рекламы во время ее игр? Правильно, ФФК, которая может самостоятельно выйти на рынок, а может продать это право одной из международных компаний, работающих в данной сфере. Причем там наверняка крутятся приличные суммы – вспомните многолетнюю тяжбу ФФК с компанией SportFive: вряд ли бы они столь серьезно конфликтовали, не будь на кону большие деньги.
Мы не знаем всех деталей коммерческой деятельности федерации, поскольку это тайна за семью печатями, а потому, повторимся, можем только строить предположения. Но уж очень похоже на то, что главным мотивом во всей этой истории является денежный.
16.03.2013 3088 0 Добавить в личный кабинет
Автор: Женис БАЙХОЖА Рубрика: Сборная Казахстана
Теги: ФФК, УЕФА, ФИФА, ЧМ-2014, Астана Арена, Казахстан, Германия
Вернуться к списку материалов
comments powered by Disqus
Материалы по теме
Искренние соболезнования нашему коллеге Игорю...
Коллектив редакции веб-портала Sportinfo.kz,...
О футбольной «звездочке» в грязи, уроках Яшина и...
Болельщик помнит не только чемпионаты мира, но и...