А «Пахтакор» нам продолжает сниться...




11 августа исполнилось 44 года со дня гибели в авиакатастрофе ташкентского «Пахтакора».

Всегда в День памяти в столице Узбекистана по доброй традиции проводились детско-юношеские турниры и соревнования ветеранов, посвященные памяти погибших футболистов. Сегодня будут возложены цветы к памятнику у стадиона «Пахтакор» и к могилам пахтакоровцев на Боткинском кладбище. Пройдут мероприятия и на месте авиакатастрофы – в украинском селе Куриловка. А многие болельщики с постсоветского пространства 11 августа просто вспомнят «Пахтакор-79» и, сидя за столом, помянут  тех, кто «навечно остался играть в Поднебесье». Помянем их и мы. Наши журналисты, следуя законам футбольного братства, внесли свою лепту в то, чтобы память о трагически погибшей команде была жива и увековечена. Материал, который мы предлагаем читателям, был опубликован к 30-летию трагической даты, но своей актуальности, мы думаем, не потерял.

Страшная весть разнеслась быстро

Боль от страшной трагедии в небе над Днепродзержинском  до сих пор заставляет сжиматься сердца почитателей футбола на всем постсоветском пространстве. 11 августа 1979 года о роковом столкновении в воздухе двух самолетов и гибели 178 человек знали немногие. Но страшная весть быстро разнеслась  по стране. В то время шли вступительные экзамены в вузы, и в перерыве между ними мы, выпускники алма-атинских футбольных школ СДЮСШОР №3 и «Енбек», собрались на  стадионе АДК поиграть в «дыр-дыр». О трагедии нам сообщил тренер, бывший кайратовец, Юрий Газинович Мусин, и поначалу мы в это не поверили. Официальную информацию в «Советском спорте» прочитали аж через неделю. И все равно я никак не мог представить, что больше нет «Пахтакора», именно тех футболистов, которые были извечными друзьями-соперниками нашего «Кайрата». Печальное известие воспринял близко к сердцу. Связано это с всеобщей болью утраты и с тем, что именно на матч кайратовцев против  «Пахтакора» в 1969 году впервые на наш легендарный Центральный привел меня отец, и с этой встречи я не пропускал ни одной игры с участием этих команд, знал многих игроков в лицо.
Календарный матч против «Пахтакора» в том злополучном сезоне должен был состояться 18 августа. Через призму баталий флагманов двух соседних республик проходили футбольные детство и юность: пацанами мы часто выступали на детско-юношеских турнирах в Ташкенте и других узбекских городах и даже жили на знаменитой базе пахтакоровцев «Чиготай» в мае 1977-го. Расселившись тогда в коттеджах, шутили, что, может, спим на кроватях пахтакоровских знаменитостей Михаила Ана или Владимира Федорова. И вдруг внезапно не стало целой команды, которую хорошо знал и уважал.

В эпицентре всенародной скорби

Алма-Ата, как и весь Союз, скорбела, а Ташкент рыдал. Фотограф Сергей Архипов в то время работал в спорткомитете города Чирчика, что под Ташкентом, был в эпицентре всенародной земной скорби по погибшим футболистам и те дни запомнил на всю жизнь.
– Трагедия произошла в субботу, – рассказывает Сергей. – В воскресенье об этом знала вся республика. Во вторник в «Правде Востока», официальном органе ЦК Компартии Узбекистана, появилось соболезнование. Точную дату похорон никто не называл, и мы постоянно созванивались с Ташкентом. Со своим горспорткомитетовским руководством приготовили венки и цветы.
 


Видимо, чтобы не создавать ажиотажа, пахтакоровцев в цинковых гробах привезли утром 18 августа и траурный митинг провели в аэропорту. Вход туда был по спецпропускам. И все равно народ узнал, когда будут провожать в последний путь своих любимцев. Траурную процессию от аэропорта  до самого Боткинского кладбища с обеих сторон  дороги сжимали людские стены, под колеса военных грузовиков, в которых везли тела погибших, народ бросал цветы. Людской поток потом двинулся на кладбище. Атмосфера всеобщего горя и скорби витала над Ташкентом, и все люди плакали и рыдали. От такого зрелища аж мороз по коже шел. У меня у самого на глаза навернулись слезы, эта команда считалась народной, да и некоторых из пахтакоровцев я знал по юношеским турнирам. В таком шоковом состоянии город и вся республика находились очень долго. Когда проводился первый матч уже обновленного «Пахтакора» против динамовцев Тбилиси и диктор зачитывала имена погибших, то она зарыдала прямо в микрофон, и на забитом  до отказа 50-тысячном стадионе многие болельщики тоже заплакали.

Брежнев, злой умысел или человеческий фактор?

Как же могла произойти эта трагедия? Статистика того рокового столкновения скупа и беспристрастна.

11 августа 1979 года в 13.35 на высоте 8400 метров над Украиной столкнулись самолеты, выполнявшие рейсы Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск (борт 65 735) и Челябинск –  Воронеж – Кишинев (борт 65 816). На борту воздушных судов было всего 178 человек, в том числе 17 членов команды «Пахтакор», летевших в Минск на матч очередного тура чемпионата СССР.

Самолет, следовавший рейсом Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск, выполнял последнюю часть перелета. В 13.11 лайнер взял курс на Минск. Чуть раньше, в 12.53, из Воронежа вылетел ТУ-134А, следовавший по маршруту Челябинск – Воронеж – Кишинев. Долгое время эта авиакатастрофа широко не обсуждалась, и многие лишь предполагали, как могли столкнуться в небе два лайнера ТУ-134. Люди черпали информацию из слухов, а они были самые разные. С наступлением гласности различные версии, в том числе и самые нелепые и фантастические, широко тиражировались СМИ. Некоторые из них в гибели людей даже обвинили генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, мол, чтобы освободить путь его личному самолету, понадобилось сбить ракетами две гражданские «тушки». Кто-то усматривал в происшедшем  политическую подоплеку – соперничество республиканских партийных боссов, а кто-то – злой умысел и террористический акт.   

Согласно официальной информации следствие все свалило на человеческий фактор. Диспетчеры не разобрались в сложной ситуации, не учли правила фразеологии и радиообмена, пилоты из-за облачности и дождя просто не могли заметить самолеты друг друга. На высоте 8400 метров молдавский ТУ-134 врезался в минский, отсек ему часть крыла и хвостовое оперение и сразу же взорвался. Пилот минского лайнера, несмотря на повреждения и разгерметизацию, еще какое-то время планировал, но на высоте 4500 метров самолет вошел в пике и разбился недалеко от села Куриловка.

Примерно через год  молодого 22-летнего диспетчера Николая Жуковского, который грубо ошибся в расчетах, осудили на 15 лет. Такой же срок получил и его коллега, старший инструктор 29-летний Владимир Сумской.

Тайна гибели до конца не раскрыта   

По прошествии 30 лет с того рокового дня о трагедии и легендарной команде написано много материалов, даже создан фильм «Тайна гибели «Пахтакора», но, по мнению вдовы Идгая Тазетдинова Аллы Сергеевны Шулепиной-Тазетдиновой, есть еще немало вопросов, на которые так и не получены ответы. И вопросов появилось еще больше, после того как она почти месяц во время строительства памятника погибшим пахтакоровцам пожила в селе Куриловка и пообщалась с очевидцами последних мгновений пикирования минского ТУ-134 и теми куриловцами, кто своими глазами видел врезавшийся в землю самолет, разбросанные в лесу тела и обгоревшие трупы.

Так что тайна гибели двух лайнеров Аэрофлота до конца не раскрыта. И может, в год 30-летия той печальной даты кто-то из спецгруппы Генпрокуратуры СССР, судей того громкого процесса, тех высокопоставленных работников, кто принимал решение о переводе этого дела в секретное производство, помогут пролить свет на неизвестные и загадочные моменты того черного дня и донести до людей всю правду о той страшной трагедии над Днепродзержинском. Тем более что материалы под грифом «секретно»  рассекречиваются через 25 лет. А прошло уже 30.

Дань памяти – святое дело

В живых из той команды остались не полетевшие в поездку из-за травм Тулягян Исаков, Александр Яновский, Анатолий Могильный и старший тренер Олег Базилевич. Он вылетел раньше в Сочи, чтобы проведать супругу и заболевшего сына.

По телефону с известным специалистом мы общались в разгар строительства памятника «Пахтакору-79», и он тоже посодействовал перечислению средств на мемориал от киевских динамовцев, поэтому на очередной звонок из Алматы Олег Петрович Базилевич ответил приветливо.

 – В курсе, что благородная  акция осуществилась. Очень рад, что в год тридцатилетия трагической гибели той великолепной команды ей установлен памятник  в Куриловке. К сожалению, не смог приехать на открытие. Приболел немножко. 

– Олег Петрович, в тот год ваш «Пахтакор» мог замахнуться на медали? 

– Сейчас говорить трудно, но исполнители были сильные, амбициозные, и мы планировали решать серьезные задачи. Спасибо специалистам Соловьеву и Каневскому. Их селекционная работа помогла сформировать боеспособный коллектив.

– 11 августа для вас особый день или стараетесь его не вспоминать, чтобы не бередить старую душевную рану?

– Это черная дата, но дань памяти – это святое дело. Помню я и всех своих игроков, и тренера Идгая Тазетдинова, и врача, и администратора. Каждый год в этот день я вспоминаю наш «Пахтакор-79» и поминаю его. О людях судят после того, как они уйдут из жизни. Аж три десятка прошло, а их до сих пор любят, вот памятник им  поставили. Значит, оставили они свой след в футболе. Я предлагаю создать специальный фонд «Пахтакор-79» со своим валютным счетом и готов первым внести свой взнос. Думаю, что эту идею поддержат многие ветераны и клубы.

– Версий, из-за чего случилась та трагедия, очень много. Какой придерживаетесь вы?

– Мое мнение – тайна до сих пор остается тайной. Но, как говорится в Библии, все, что ни было тайным, становится явным. Когда-нибудь и кто-нибудь доберется до истины, а сейчас прошу вас, если будете в Ташкенте, то поклонитесь от меня могилам погибших пахтакоровцев. Светлая им память и вечный покой.

 
Каждый год 11 августа на Боткинском кладбище к могилам пахтакоровцев возлагаются цветы

 

Пахтакоровцев помнят, значит, они живы…

Как и Олег Петрович, обязательно помянет 11 августа погибших друзей-соперников известный футболист и тренер «Кайрата» Тимур Санжарович Сегизбаев. Его с «Пахтакором» связывает не только острое соперничество на зеленых полях.

– «Кайрат» – «Пахтакор»!  «Пахтакор» – «Кайрат»! Как это громко и призывно звучало для болельщиков 60-х, 70-х и 80-х годов прошлого столетия. Полные арены в Алма-Ате и Ташкенте, вереницы машин с «чужими» номерами и настоящие битвы мастеров. Настраивать на такие матчи нас не надо было. Такие игры тогда именовались «международными».

Красницкий, Тазетдинов, Стадник, Абдураимов, Пшеничников, Степанов, Квочкин, Остроушко – это были имена. Сражались мы на поле самозабвенно, а за его пределами были друзьями. Как игрок я хорошо знал пахтакоровцев 60-х и то поколение, что пришло им на смену. А погибших даже сейчас могу охарактеризовать по игровым качествам. И Мишу Ана, и Володю Федорова, и Виктора Чуркина, и остальных. Мы со Стасом Каминским с 1976 по 1978 год возглавляли «Кайрат» и не раз бились с «Пахтакором». В 1979-м старшим был Игорь Волчок, но я оставался при команде.

Страшная весть застала нас, по-моему, в Баку, и нам начали звонить наши родные. До них дошла информация, что погибла команда из Азиатского региона, и они сильно волновались. Мы же переживали еще больше. В голове никак не укладывалось, что в один миг исчезла из жизни вся футбольная команда. Чувства невосполнимой потери обострились через неделю, когда появилась крошечная официальная информация, а наш матч против «Пахтакора», запланированный по календарю на 18 августа, был перенесен на более поздний срок. СМИ об этой  трагедии долго умалчивали, и, может быть, ее удалось бы скрыть, если бы не гибель узбекских футболистов.  

Сейчас память о них в граните и мраморе увековечена в Куриловке. Я хорошо знаю вдову Идгая Тазетдинова Аллу, она – автор этого проекта, и восхищаюсь ею.

Памятник погибшим пахтакоровцам в Куриловке

О такой любви надо писать книги. К «Пахтакору», да и ко всему Узбекистану, казахстанцы всегда относились по-братски. У нас хорошие отношения. Мы, ветераны, часто приезжаем в Ташкент и первым делом возлагаем цветы к мемориалу и могилам погибших футболистов. Пахтакоровцы часто гостят у нас. И во время наших встреч мы вспоминаем тех, чья жизнь оборвалась в полете. В день тридцатилетия трагедии меня не будет в Ташкенте, но я, конечно же, найду время и в Алматы, чтобы пригласить ветеранов и почтить память пахтакоровцев. Их помнят, значит, они живы в наших сердцах.

Память о "Пахтакоре-79" будет жить вечно.
 

Вспомним и мы поименно команду «Пахтакор-79», погибшую 44 года назад в авиакатастрофе.

  • Идгай Борисович Тазетдинов, тренер (13.01.1933)
  • * Михаил Иванович Ан, полузащитник (19.11.1952)
  • * Владимир Иванович Федоров, нападающий (05.01.1956)
  • * Алым Масалиевич Аширов, защитник (25.01.1955)
  • * Равиль Рустамович Агишев, защитник (14.03.1959)
  • * Константин Александрович Баканов, полузащитник (25.05.1954)
  • * Юрий Тимофеевич Загуменных, защитник (07.06.1947)
  • * Александр Иванович Корченов, полузащитник (04.05.1949)
  • * Николай Борисович Куликов, защитник (25.04.1953)
  • * Владимир Васильевич Макаров, полузащитник (09.03.1947)
  • * Сергей Константинович Покатилов, вратарь (20.12.1950)
  • * Виктор Николаевич Чуркин, нападающий (25.01.1952)
  • * Сирожиддин Ахмедович Базаров, нападающий (10.08.1961)
  • * Шухрат Мусинович Ишбутаев, нападающий (08.02.1959)
  • * Владимир Валиевич Сабиров, нападающий (14.01.1958)
  • * Владимир Васильевич Чумаков, врач команды (08.12.1932)
  • * Мансур Инамджанович Талибджанов, администратор команды (04.04.1944)

  • Памяти погибших пахтакоровцев посвящен этот видеосюжет

Крылья памяти

Летят года, но боль не утихает.

Печаль моя взлетела выше гор.

На перелете птицы погибают.

Погиб и ты в полете, "Пахтакор".

За горизонт ушли родные лица,

За горизонт земного бытия.

Но "Пахтакор" мне продолжает сниться,

Как будто в том полете был и я.

Остались в небе ангелы футбола...

И шелест крыл я слышу до сих пор.

Кудесники мяча, факиры гола...

Как я любил тот прежний "Пахтакор".

Я помню вас, ребята, поименно...

Чтоб честь отдать вам в наши времена,

Произношу коленопреклоненно

С глубокой скорбью ваши имена.

Исчезли в синеве родные лица.

Меж нами грань земного бытия.

Но "Пахтакор" мне продолжает сниться,

Как будто в том полете был и я.

Эдуард АВАНЕСОВ

 

Трагедии в небе

>> 1949 год

Самолет, на котором «Торино» возвращался домой из Португалии, разбился о горный склон рядом с Турином. Погибли 18 футболистов, в том числе и капитан команды Валентино Маццола, журналисты, официальные лица и английский тренер Лесли Ливсли. К тому времени «Торино» четыре раза подряд становился чемпионом страны, а на момент трагедии лидировал в чемпионате, опережая преследователей на четыре очка. Сезон закончила юношеская команда «Торино», которая стала чемпионом Италии.

>> 1958 год

Самолет с «Манчестер Юнайтед» на борту потерпел аварию при взлете в мюнхенском аэропорту. Погибли восемь футболистов, три руководителя клуба и восемь журналистов. МЮ возвращался домой после игры с белградской «Црвеной Звездой», которая закончилась вничью (3:3) и позволила английскому клубу выйти в полуфинал Кубка европейских чемпионов.

>> 1961 год

При столкновении самолета с горой Лос-Ластимас погибли 24 члена команды «Грин Кросс», которые летели из Сантьяго в Осорно на матч Кубка Чили.

>> 1969 год

Погибли девятнадцать игроков и руководителей клуба «Стронгест» («Сильнейшие»), самой популярной команды Боливии. Их самолет разбился в Андах, когда команда летела в Ла-Пас.

>> 1979 год

Семнадцать игроков ташкентского «Пахтакора» погибли по пути на очередной матч национального чемпионата.

>> 1987 год

Сорок три человека – игроки, руководство и болельщики «Альянсы» (Лима) – погибли, когда команда возвращалась домой после очередного матча национального чемпионата. Самолет упал в море в шести километрах севернее перуанской столицы.

>> 1993 год

Погибли 18 футболистов сборной Замбии. Команда летела на встречу со сборной Сенегала в рамках отборочного турнира чемпионата мира. Самолет упал в море рядом с Габоном.

7 сентября 2011 года. Гибель российской хоккейной команды «Локомотив».

Авиакатастрофа самолета с футболистами бразильского клуба "Шапекоэнсе" пополнила страшный список погибших спортивных команд

 

29 ноября 2016 года в Колумбии, неподалеку от аэропорта города Медельин, разбился самолет на борту которого находился 81 человек, в том числе и 27 представителей бразильского футбольного клуба "Шапекоэнсе", летевших на первую финальную встречу Копа Судамерикана – континентального клубного турнира для представителей Южной Америки – против колумбийского "Атлетико Насьйоналя".

 


00:00/11.08.2020  14258    0    Добавить в личный кабинет

Автор: Sportkaz


   


comments powered by Disqus